Ранний брак удержал Владимира Коренева от многих ошибок

Караван историйЗнаменитости

Владимир Коренев. До и после Ихтиандра

Не все поклонницы вели себя адекватно. Постоянно исписывали подъезд признаниями в любви, приходилось без конца красить стены. Я получал по десять тысяч писем в год. Дамы иной раз открыто предлагали любовь. Ранний брак удержал от многих ошибок, иначе пошел бы по рукам, тетки разорвали бы на куски, а так я всегда находился под присмотром.

Беседовала Марина Порк

Фото: Ленфильм

ое детство пришлось на войну. Плохо его помню, когда она началась, мне исполнился год. Семья на тот момент жила в Севастополе недалеко от бухты Голландия, отец учился в военно-морском училище. Сам он родом из Благовещенска, а мама — настоящая крымчанка.

До недавнего времени на месте дома на Красной горке, где я родился, оставалась воронка — туда попала бомба. К счастью, никто из семьи не пострадал. Отец воевал, был весь изранен. Когда сидели на пляже, я видел коричневые рубцы на его теле. Он получил шестнадцать осколочных ранений, три пулевых и две контузии, прошел всю войну, а после еще несколько лет тралил Черное море — искал немецкие мины.

Меня с мамой, бабушкой и старшей сестренкой Наташей отправили в эвакуацию в Армению. Бабушка на всю жизнь запомнила, как уходил последний корабль, как немцы страшно бомбили и женщины закрывали детей своими телами. На долгое время мы потеряли связь с отцом, лишились помощи, мама обивала пороги инстанций, доказывая, что муж — военный, чтобы семья получала карточки и не умерла от голода.

Я переболел всеми детскими болезнями — рахитом, корью, коклюшем, подхватил стригущий лишай, погладив осла. Все думали, что волосы у меня больше не вырастут. Выжил, и волосы выросли. Папа нас нашел, стало полегче. После войны какое-то время жили в Ялте. Оттуда вывозили на родину греков. Мама вспоминала, как чуть меня не потеряла: ко мне подошла бездетная гречанка, дала конфету и увела на корабль. К счастью, родители вовремя спохватились, отец поднял шум, меня нашли, вернули назад. Что потом было с той гречанкой, не знаю.

Папа служил на Дунайской флотилии, мы тогда жили в Измаиле. Оттуда его перевели на Балтику, и мы переехали в Таллин. Попали в город с высочайшей культурой, где работали прекрасные театры, филармония, действовала киностудия, постоянно приезжали снимать кино со всего Союза. В школе я учил эстонский, каждый год сдавал экзамен по языку. Никакого антагонизма по поводу того, что я русский, не ощущал, отношения были добрыми.

В нашей школе имелось два оркестра — эстрадный и симфонический, они играли на танцах. Еще действовал драмкружок, из которого вышло двенадцать профессиональных артистов, четыре из них стали народными: Лариса Лужина, Игорь Ясулович, Виталий Коняев и я. Наш художественный руководитель, актер Таллинского драмтеатра Иван Данилович Рассомахин, учился в ГИТИСе и рассказывал, какой это замечательный институт. Туда я и поступил с первого раза, когда окончил школу.

Мы с сестрой Наташей родились в Севастополе, папа был морским офицером. Фото: из архива В. Коренева

— Отец расстроился, когда отказались от карьеры морского офицера?

— Может и расстроился, но виду не подал. Отговаривать не пытался, был человеком умным и тонким. Люди, прошедшие войну, обрели мудрость. Для них было огромным счастьем, что кончилась страшная бойня, что их дети живут в стране, которую они защитили, и могут выбирать свой путь. Сам он состоялся в профессии, дослужился до контр-адмирала. Человеком был талантливым, играл на нескольких музыкальных инструментах — домре, гитаре, трубе, валторне, писал стихи, знал два иностранных языка. Когда его в качестве военного специалиста отправили в Китай создавать флот, освоил разговорный китайский.

Учиться в ГИТИСе оказалось несложно. Наш школьный драмкружок был построен по принципу театрального училища, мы занимались сценической речью, разыгрывали этюды. Многое, чему учили в институте, было уже знакомо. Курсом руководил актер Художественного театра Григорий Григорьевич Конский, пригласивший преподавать коллегу Ольгу Николаевну Андровскую. Конский был настоящим интеллигентом, замечательно образованным, с изысканным чувством юмора. И очень смелым. Единственным человеком, которого он боялся, была жена — балерина Большого театра Таисия Монахова.

Андровская никогда до этого не преподавала. Признавалась: «Я мало что умею», но когда брала в руки книгу и начинала что-то нам читать, делала это превосходно. Я был ее любимчиком и беззастенчиво этим пользовался. У меня тогда разворачивался роман с будущей женой, учившейся на третьем курсе. При каждом удобном случае я сбегал на свидания. Приходил на занятия и прикидывался больным. Ольга Николаевна беспокоилась:

— Что с вами, Володя?

— Страшно разболелась голова.

— Ну тогда уходите.

И я исчезал. Присутствовавших на занятиях отмечали в толстой амбарной книге. В конце семестра Конский ее просмотрел и поинтересовался:

— Ольга Николаевна, а почему Коренев так часто отсутствовал?

— Гришенька, ну ты же знаешь, какой он болезненный.

— Болезненный?! Оля, он окончит жизнь как Рафаэль Санти.

— Что ты имеешь в виду?

— Тот умер от полового истощения на любовнице.

— Гришенька, что ты несешь?!

Конский относился к жизни с юмором, так было легче. Наставлял: «Смейтесь сами, чтобы другие над вами не смеялись». Так что педагоги обучили нас не только мастерству, но еще и тому, как жить, как относиться к людям. Во многом заслуга моих учителей, что я всю жизнь работаю в одном театре и ко мне там хорошо относятся.

Свою жену Алефтину Константинову я встретил в ГИТИСе, она училась двумя курсами старше. Фото: из архива В. Коренева

— Действительно, Московский драматический театр имени Станиславского успел стать Электротеатром, а вы продолжаете выходить на сцену в новых спектаклях. Как туда попали? И как умудрились оставаться в стороне от закулисных интриг, о которых ходят легенды?

— Сначала в Театр Станиславского пришла моя жена Алефтина Константинова. Она окончила институт раньше и успела стать ведущей актрисой. Неоднократно бегал смотреть «Чайку», где она играла. Меня взяли благодаря ей: Алена попросила художественного руководителя Михаила Михайловича Яншина посмотреть на ее парня в дипломном спектакле.

Сейчас такое трудно представить, в лучшем случае могут попросить молодого актера прийти в театр и показаться, сыграть отрывок. Тогда же Яншин с женой актрисой Нонной Владимировной Мейер пришли в учебный театр на «Ночь ошибок» по пьесе Голдсмита, где я играл полного идиота, наивного до глупости. Михал Михалыч очень смеялся, заглянул потом за кулисы и сказал: «Если вы при вашей внешности можете быть таким смешным, у вас будет много работы в театре». Взял в труппу и прекрасно ко мне относился. Говорил, что напоминаю ему молодого Анатолия Кторова.

Мне повезло попасть в этот театр. Там царила замечательная атмосфера, еще работали ученики Станиславского. Когда Константина Сергеевича стали выталкивать из МХАТа, который создал, он попал в клинику нервных болезней, а выйдя, написал письмо в правительство примерно такого содержания: пока я жив, способен принести пользу, дайте возможность набрать учеников. И ему разрешили. Поскольку мэтр уже болел, занимался с ними дома.

Жора Бурков был нашим соседом по общежитию. Фото: М. Гнисюк/Global Look Press

Когда Станиславского не стало, студию какое-то время опекала его жена Мария Лилина. Потом эта труппа преобразовалась в Театр Станиславского, которым назначили руководить Яншина. Благодаря ученикам Константина Сергеевича в театре сложилась творческая атмосфера, поэтому у меня и мыслей не возникало уйти оттуда. Великий театральный режиссер Петр Фоменко в одном из последних интервью рассказывал: когда приехал в Москву, Театр Станиславского был его самым любимым, там работала роскошная труппа. Думаю, мы можем доверять его оценке.

Почему еще я там столько лет работаю? При мне сменилось четырнадцать художественных руководителей, и каждый привносил свой взгляд на искусство. Это правильно, театр должен меняться, окостенение для нас — смерть. Вот у меня и не было необходимости куда-то бежать: худруки менялись и я в полной мере ощутил в работе плюсы и минусы различных театральных систем. Вся прелесть в том, что руководители были разными, по-разному видели мир, но объединяло всех одно — уважение к человеку, называемое красивым словом «гуманизм».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Альбина Джанабаева: Альбина Джанабаева:

Откровенное интервью с Альбиной Джанабаевой

Караван историй
Седина шимпанзе оказалась не связана со старостью Седина шимпанзе оказалась не связана со старостью

Почему шимпанзе седеют?

N+1
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Кормилица королевы Виктории убила шестерых собственных детей Кормилица королевы Виктории убила шестерых собственных детей

В 1854 году Мэри Энн Бро посреди ночи перерезала горло собственным детям

Cosmopolitan
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Цой жив Цой жив

Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Юрмале 15 августа 1990 года

Esquire
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Медийные лица и русская классика Медийные лица и русская классика

Тележурналистика за годы целевой пропаганды заметно деградировала

СНОБ
Лия Ахеджакова: Лия Ахеджакова:

Знаем ли мы Лию Ахеджакову?

Караван историй
Корреляция перемещений помогла оценить талант футболистов Корреляция перемещений помогла оценить талант футболистов

Они сравнили корреляции движений игроков во время матча

N+1
Кредит как симптом Кредит как симптом

Новая зависимость — кредитомания — обострилась во время пандемии

Огонёк
Горизонт планирования Горизонт планирования

Новый дом в Сиднее с видами на океан

AD
Владимир Витковский. Человек без поводка Владимир Витковский. Человек без поводка

Художник и бывший моряк-подводник Владимир Витковский

Караван историй
Брожение масс Брожение масс

Ферментация как серьезный химический процесс и научный эксперимент

Bones
20 правил отличного пикника 20 правил отличного пикника

Рассказываем, как сделать загородную жизнь максимально комфортной

Домашний Очаг
Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд

Какими преимуществами обладают маркетплейсы?

Forbes
Вечно молодой. Тест-драйв Skoda Rapid Вечно молодой. Тест-драйв Skoda Rapid

Как и почему новый Skoda Rapid пытается угодить молодежи?

РБК
Водителя оштрафовали за парковку во дворе дома. Как избежать проблем? Водителя оштрафовали за парковку во дворе дома. Как избежать проблем?

Водитель пожаловался на штраф за стоянку под запрещающим знаком

РБК
Современные сказки: Мулан добилась равной оплаты труда, а Красная Шапочка отучила волка приставать к женщинам Современные сказки: Мулан добилась равной оплаты труда, а Красная Шапочка отучила волка приставать к женщинам

Отрывок из книги «Золушка и стеклянный потолок: и другие феминистские сказки»

Forbes
По-настоящему эффективные процедуры против целлюлита По-настоящему эффективные процедуры против целлюлита

С целлюлитом сталкиваются все – и пышки, и стройняшки, и даже спортивные девушки

Cosmopolitan
Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении? Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении?

Эта иллюзия уже 14 лет вводит в ступор даже тех, кто много раз ее видел

Популярная механика
Муки выбора: антисоветы Муки выбора: антисоветы

Иногда трудно сказать, что сложнее — наличие выбора или его отсутствие

Psychologies
Синтетика полного цикла Синтетика полного цикла

Первое в России производство синтетических трикотажных полотен полного цикла

Эксперт
В России впервые вырастили монокристаллический слиток оксида галлия В России впервые вырастили монокристаллический слиток оксида галлия

Ученые получили полупроводник, который можно использовать в силовой электронике

Популярная механика
Диалог с нейросетью Диалог с нейросетью

Как стимулировать цифровизацию в банке и зачем нужна биометрия

Эксперт
Сам себе злобный Буратино: как знаки зодиака сами портят свою жизнь Сам себе злобный Буратино: как знаки зодиака сами портят свою жизнь

Как знаки зодиака портят себе жизнь?

Cosmopolitan
Ешь, делись, береги: как питаться безопасно для природы Ешь, делись, береги: как питаться безопасно для природы

Как сделать питание полезным не только для желудка, но и для окружающей среды

Psychologies

Насколько мезотерапия дома безопасна? И можно ли делать ботокс дома?

Cosmopolitan
Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета

Как работает наше внимание?

Forbes
Как зумеры меняют бьюти-индустрию и понятие маскулинности: 5 главных трендов Как зумеры меняют бьюти-индустрию и понятие маскулинности: 5 главных трендов

Пять подходов к бьюти-рутине, в которых однозначно стоит брать с зумеров пример

Esquire
Открыть в приложении