Неизвестный Ван Гог. Как прошел последний год жизни художника
«Было бы превосходно устроить выставку... во всех этих пустых комнатах и длинных коридорах» — так написал о своем последнем пристанище — лечебнице для душевнобольных Сен-Поль на юго-востоке Франции — голландский художник Винсент Ван Гог, трагически умерший ровно 130 лет назад. Forbes Life вспоминает о последнем годе жизни художника и неизвестных ранее подробностях его творчества.
Ведущий британский специалист по Ван Гогу Мартин Бейли описал неизвестные ранее моменты из жизни гениального постимпрессиониста в иллюстрированной книге «Неизвестный Ван Гог, последние дни жизни художника». С разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер» Forbes Life публикует главу «В стенах лечебницы», в которой рассказывается о буднях художника в Сен-Поле.
Вот как Винсент описывал свою спальню в письме к Тео вскоре после того, как поселился в лечебнице, глядя на нее глазами художника: «У меня небольшая комната с серо-зелеными обоями и двумя занавесками с очень бледными розами на зеленоватом фоне, оживленными тонкими кроваво-красными линиями. Эти занавески — вероятно, оставшиеся тут после какого-нибудь обедневшего и умершего богача, — очень красивы. Возможно, таково же происхождение весьма потертого кресла, покрытого гобеленом, окрашенным в духе Диаса или Монтичелли». Ван Гог имел в виду двух французских живописцев XIX века, которыми восхищался: Нарцисса Диаса де ла Пенья и Адольфа Монтичелли.
Художник испытывал острую потребность в чтении, и обветшалое кресло позволяло удобно посидеть и почитать что-нибудь из удивительно широкого круга интересовавшей его литературы. Он был хорошо образован и, кроме родного голландского, знал три языка: французский, немецкий и английский. Среди книг, привезенных из Арля или присылаемых родными, были французские романы Вольтера, братьев Гонкур, Альфонса Доде и Эмиля Золя, а также пьесы норвежца Генриха Ибсена, переведенные на немецкий язык.
В Сен-Поле Ван Гог прочел полное собрание сочинений Шекспира в оригинале — а это дело непростое. Тео прислал ему сборник из тысячи с лишним страниц, на что Винсент ответил: «Он поможет мне не забыть то немногое, что я знаю по-английски, но главное — это так красиво». «В Шекспире, — добавил он, — меня поражает то, что голоса его героев доходят до нас сквозь несколько веков». Перечитав великого барда, решил взяться за Гомера. Мало кому из живших в лечебнице пациентов или сотрудников могло прийти в голову изучать древнегреческую поэзию даже в переводе.
В лечебнице имелась библиотека, однако там, скорее всего, хранилась лишь низкопробная литература и религиозные трактаты, принесенные сестрами-монахинями. Тео время от времени посылал брату книги и журналы. Но найти подходящее чтиво, чтобы скоротать время, порой было трудно.
Ван Гог писал брату и из своей палаты. Многие исследователи полагают, что они переписывались очень часто, но сохранилось всего 36 писем, адресованных Тео, а тот их старательно хранил. Винсент не мог писать, когда болел, и это означает примерно одно письмо из Сен-Поля в неделю, когда он бывал в добром здравии. Это случалось не так уж часто, учитывая, что по вечерам он располагал свободным временем, а переписка была его главным способом общения с внешним миром. Тео, очень занятый работой в Париже, отвечал примерно раз в две недели.
Многие сюжеты своих картин Ван Гог придумал, отдыхая в комнате, — он всегда думал наперед, вынашивая свои планы. Как писал он из «Желтого дома», «самые красивые картины — те, которые выдумываешь, покуривая трубку в постели». Именно там он по вечерам вспоминал, что успел сделать за день, и планировал, чем займется утром.