На счету Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов

Караван историйЗнаменитости

Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы»

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Филипп Гончаров

На счету фотографа Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов. Среди них — Алексей Баталов, Булат Окуджава, Михаил Козаков, Георгий Данелия, Галина Волчек, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко... Многие из его снимков публиковались и в «Караване историй». Мы побеседовали с Виктором и обсудили самые яркие и запоминающиеся встречи с людьми, которые теперь уже считаются легендами...

— Виктор, хотите, расскажу, почему я приняла решение пригласить вас в эту рубрику? Увидела вот этот знаменитый кадр с Баталовым. Вам удалось выразить всю суть Алексея Владимировича в этом кадре, он словно живой встал передо мной. Расскажите, пожалуйста, как этот снимок был сделан?

— Съемка проходила зимой 1996 года, он меня пригласил в легендарную квартиру на Большой Ордынке, 17, где тогда проживал его единоутробный брат Борис Викторович Ардов. Конечно, я много слышал об этой уникальной квартире, где останавливалась в свои приезды в Москву Анна Андреевна Ахматова и собиралось много легендарных личностей. Когда зашел туда, разочаровался, настолько в неубранном виде была квартира. В ней буквально ни одного уголка не было, где можно было бы снимать. Мне удалось сделать несколько кадров Алексея Владимировича в общении с братом, но этого было явно мало. Тогда Баталов предложил: «Я сейчас еду на Преображенское кладбище на могилу своей матери и могу прихватить вас с собой, там поснимаете».

Сергей Бодров, 2000 год. Фото: Виктор Горячев

— То самое кладбище, где сейчас находится могила самого Баталова. Именно из-за того, что там покоится его мать, он завещал похоронить себя на Преображенке...

— Да. Когда мы вышли на улицу, быстро пошли к машине, мороз был крепкий! Алексей Владимирович тогда еще сам водил, но делал он это очень осторожно, я бы сказал, даже слишком. Мы посетили могилу его матери, а потом я сделал этот кадр — у дерева, на самом кладбище. На улице было минус 15, но Алексей Владимирович стоически выдержал съемку, оперевшись спиной на большое дерево.

— Знаете, я бы предложила отметить, что Баталов никогда не позировал, он жил в фотокадре так же, как в кино.

— Он был потрясающе органичен в кадре, и в этом смысле мне легко работалось. И то, что я больше всего ценю в отношениях — это партнерство. Он воспринял меня всерьез и вел себя максимально демократично.

— Да, вам практически всех легенд приходилось снимать на вершине их славы. Вот, например, этот кадр с Сергеем Бодровым, когда уже вышел фильм «Брат» и он был невероятно знаменит...

— Эта съемка была сделана в моей студии. Сергей пришел раньше других, за полчаса до съемки, и сидел на диване, надев очки, что-то записывая в своем дневнике. Он был больше похож на молодого ученого, чем на героя криминальной драмы. Обратил внимание на полное несоответствие его ангельской сути с теми образами, которые он создал в фильмах. До того как сделать нашу журнальную съемку, я при участии Алексея Балабанова снял афишу фильма «Брат-2». С Балабановым сложно было работать, он воспринял меня как обслуживающий персонал. Когда он ушел, я выдохнул и начался праздник — общение и работа с Сергеем. Я заметил, что Сергей красиво курит и предложил сделать несколько кадров с сигаретой. Сейчас, к сожалению, такие кадры мы не можем опубликовать в журнале по понятным причинам.

Когда уже съемка заканчивалась, мне захотелось передать его легкий и стремительный характер, я попросил его зашнуровывать в кадре обувь с таким ощущением, что еще мгновение, он вспорхнет и улетит.

Наталья Гундарева, 2003 год. Фото: Виктор Горячев

— Давайте про Бондарчука поговорим. Он тут молодой совсем.

— Эту историю можно начать даже не с Федора, а с его отца. Я тогда еще не был профессиональным фотографом, работая вне штата для разных журнальных изданий. И когда я в газете увидел, что снимается «Тихий Дон» в Подмосковье, насколько я помню, в Одинцовском районе, сразу записался в массовку. Мне очень хотелось снять Бондарчука. В этот день было очень холодно. Когда Сергей Федорович вышел из вагончика, я стремительно подбежал к нему. Он как-то спокойно отнесся к съемке, сказав: «Снимайте, только я не очень хорошо выгляжу, я старый». Меня это очень тронуло.

— Фотография сохранилась?

— В том-то и дело, что нет. У меня тогда был фотоаппарат «Зенит», а любая техника имеет свойство замерзать на улице и давать совершенно другие, более длинные выдержки. И когда я проявил эту слайдовую пленку, очень расстроился — кадры были сильно пересвечены. Я был хорошо знаком с начальником фотослужбы «Огонька» Геннадием Викторовичем Копосовым, который сделал самый известный свой кадр при температуре минус 55 градусов. Он тогда сказал мне: «Тебя только одно могло спасти, ты должен был прятать свою камеру в тепло». Вот после этого я все свои камеры, в том числе и в съемке с Баталовым, зимой держал под верхней одеждой.

А в следующем, 1993 году, работая в павильоне «Мосфильма» у Андриса Лиепы, в перерыве забрел в соседний павильон, где Федор Бондарчук снимал свой дебютный музыкальный фильм «Люблю» с Людмилой Гурченко. Было интересно наблюдать, как она тщательно выставляла на себя свет. Недавно я узнал, что именно так проводила свои фотосессии Марлен Дитрих, используя вертикальную схему света с задней мягкой подсветкой. Я подошел к Людмиле Марковне и попросил разрешения сделать кадр, и она выделила пять минут своего драгоценного времени.

Федор Бондарчук, 2000 год. Фото: Виктор Горячев

— Вот такой свет Людмилу Марковну устраивал! Никаких морщин не видно. Это не фотография, а картина!

— Да. А с Федором мы уже более тесно познакомились, когда я пришел делать серию фотографий для одного издания. Снимали на «Мосфильме». Вдруг ему позвонили, Федор попросил подождать полчаса, а пропал на шесть часов. Я остался ждать, заметив, что он уехал налегке. Когда Федор вернулся, он оценил мое долготерпение, сказав, что теперь весь в моем распоряжении. Мне давно не давала покоя мысль снять портрет широкоугольным объективом, как снимал портретуру мой любимый Жанлу Сьефф. Я присмотрел открытый павильон в первом корпусе и снял Федора Сергеевича, сидевшего на корточках на фоне каких-то деревянных конструкций, получив столь необходимую мне динамику изображения.

— Иногда ты думаешь, что идея соответствует личности, а иногда нет. Но все-таки, мне кажется, ваша сильная сторона — передавать сущность человека с одного кадра. Посмотрите, какие на этом фото глаза у Натальи Гундаревой. Это же прям она-она!

— Обратил внимание, что она с большим трудом допускает до себя новых людей. На первой съемке мне и визажисту Ире Журавлевой, с которой я работаю уже почти четверть века, было непросто. Больше двух часов Ира наносила макияж, постоянно общаясь с Наташей, и в какой-то момент она нащупала контакт и в кадр Гундарева вошла легко, в отличном настроении. Наташа сама фонтанировала идеями, сначала сделали серию живых фотографий в мужской шляпе, которую она забавно обыграла, затем она придумала купеческий образ в черной шубе и меховой шапке с повязанным поверху платком — получилось очень стильно. Затем был императорский образ в изысканном золотом платье и под конец сняли в домашнем элегантном платье, сидя на полу у дивана, получилось живо и весело. После этого мы несколько раз с Наташей работали, помню, она просила называть ее демократично, по имени.

Людмила Гурченко, 1992 год. Фото: Виктор Горячев

— Она что-то рассказывала о себе?

— Да, был интересный разговор. Я в какой-то момент ей пожаловался, что не умею грамотно себя «продавать». Она говорит: «Хочешь, расскажу свою схему? Когда ты договариваешься с заказчиком, категорически не называй свою цену, жди максимально до последнего, чтобы заказчик сам ее сформулировал. А как только он назовет цену, умножаешь ее на три и затем начинай снижение». Я постоянно пользовался ее советом, но никогда не решался умножить гонорар на три.

— А этот кадр, похоже, снят тоже у нее дома?

— Да, но это была уже совсем другая, четвертая съемка для биографической книги о ней. Мне очень хотелось показать тот внутренний свет, который исходил от нее, и те восхищение и нежность, которые я испытывал по отношению к Наташе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Синдром «родителя по умолчанию»: проверьте, нет ли его в вашей семье Синдром «родителя по умолчанию»: проверьте, нет ли его в вашей семье

К чему может привести синдром «родителя по умолчанию»

Psychologies
Нина Дворжецкая и Алексей Колган: Нина Дворжецкая и Алексей Колган:

Нина Дворжецкая и Алексей Колган — о своей семье, детях и любви

Караван историй
Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн

Мир переживает самую массовую передачу капитала от одного поколения другому

РБК
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
Юрий Грымов: Юрий Грымов:

Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историй
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
В режиме наблюдателя: как квантовое мышление помогает отказаться от предубеждений В режиме наблюдателя: как квантовое мышление помогает отказаться от предубеждений

Как квантовое мышление помогает избежать категоричности и туннельного зрения

Forbes
Жизнь и смерть Жизнь и смерть

После всех своих странствий Эдуард Лимонов возвращается в Москву

Esquire
Первое китайское. С чего начинали известные автобренды из КНР Первое китайское. С чего начинали известные автобренды из КНР

Авто из КНР: от бессовестных копий и нелепых поделок до вполне удачных моделей

РБК
Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия

У него действительно была очень сложная личная жизнь

Коллекция. Караван историй
Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР Сохранились даже противогазы: посмотрите, как выглядят сегодня бомбоубежища, которые массово строили в СССР

Какими были светские бомбоубежища? Публикуем фотографии и рассказы диггеров

Вокруг света
Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
«В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера «В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера

Почему театр — это идеологическое поле и почему во главе должен стоять режиссер

Forbes
Семь признаков диабета Семь признаков диабета

Какие симптомы говорят о том, что нужно измерить сахар в крови?

Здоровье
Кем на самом деле был Дейл Карнеги: гением или шарлатаном? Кем на самом деле был Дейл Карнеги: гением или шарлатаном?

Разбираемся в плюсах и минусах учения Дейла Карнеги

Maxim
Новая половая мораль и роман с Лениным: правда и мифы о жизни Александры Коллонтай Новая половая мораль и роман с Лениным: правда и мифы о жизни Александры Коллонтай

Где мифы, а где реальность в биографии революционерки Александры Коллонтай?

Forbes
Лабиринт: запутанная история Лабиринт: запутанная история

Самые необычные лабиринты мира – история и тайны

Вокруг света
Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах Золотая клетка: как живут наложницы в современных гаремах

Джиллиан Лорен полтора года была наложницей министра финансов Брунея

VOICE
Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит? Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит?

Ждет ли нас всех голод?

Psychologies
«Люди в верности надежные...» «Люди в верности надежные...»

Татарские муфтияты и государство в России с XVIII по XXI век

N+1
Секс снится мужчинам чаще, чем женщинам: и еще 6 неожиданных фактов о сне Секс снится мужчинам чаще, чем женщинам: и еще 6 неожиданных фактов о сне

Что вы знаете о сне как таковом?

ТехИнсайдер
Космическая прогулка Космическая прогулка

Боровск и Калуга: где жил и работал Константин Циолковский

Отдых в России
«Мы ни разу не поцеловались»: как вырваться из сети френдзоны «Мы ни разу не поцеловались»: как вырваться из сети френдзоны

Что делать, если вы попали в унылое место под названием «френдзона»?

Psychologies
Неосторожный пост в соцсетях может погубить вашу репутацию. Вот несколько правил безопасности Неосторожный пост в соцсетях может погубить вашу репутацию. Вот несколько правил безопасности

Соцсети размывают границу между нашей личной и профессиональной жизнью

Psychologies
«Идеи о справедливости» «Идеи о справедливости»

Шариат и культурные изменения в русском Туркестане: отрывок из книги

N+1
Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома

Как преодолеть этот мучительный психологический зажим и сказать тост?

Psychologies
Груз прошлого: что следует понимать под имперским и колониальным мышлением Груз прошлого: что следует понимать под имперским и колониальным мышлением

Что такое имперское и колониальное мышление? Как оно проявляется?

Forbes
Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире» Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире»

Как Тарик Салех предлагает бороться с репрессивной машиной власти

СНОБ
«Так нельзя»: 8 вещей, которые не испортят, а только укрепят ваши отношения «Так нельзя»: 8 вещей, которые не испортят, а только укрепят ваши отношения

Стереотипы о границах допустимого в отношениях не имеют никакого смысла

Psychologies
Открыть в приложении