Уже с момента застройки этот дом считался самым престижным в столице

Караван историйБизнес

Небоскреб для избранных

Уже с момента застройки этот дом считался самым престижным в столице. Здешний уровень жизни обитающим в коммуналках москвичам казался недостижимым. Получить ордер на квартиру в ярком образце сталинского ампира мечтала вся советская элита...

Нина Белова

Фото: NVO/Creative Commons Attribution-share Alike 3.0 Unported License

Знаменитая высотка на Котельнической набережной давно стала одним из символов Первопрестольной. Дом-гигант оформляет стрелку между Москвой-рекой и Яузой, являясь великолепной видовой доминантой города. А удачное соседство с Кремлем и Красной площадью делает его одним из самых узнаваемых среди семи высотных зданий столицы.

Строительство дома фактически началось еще в 1938-м, когда по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского приступили к возведению правого девятиэтажного крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948—1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.
Сталинские высотки стали первыми в СССР экспериментальными домами на каркасе. В то время таким способом активно строили небоскребы в Чикаго и Нью-Йорке, но наши инженеры привнесли в их создание ряд новшеств. Например изобрели самоподъемные краны, которые по мере роста объекта сами себя возносили с этажа на этаж. Или впервые в мире стали использовать сварку на высотных работах и новые стеновые материалы — «многодырчатые» кирпичи и пустотелые керамические блоки, призванные облегчить вес конструкции. Разработали специальные сверхпрочные фундаменты. Не говоря уже о таких уникальных операциях, как замораживание грунта.

Жилая высотка на Котельнической набережной состоит из трех разноуровневых корпусов: стосемидесятишестиметровый центральный со шпилем под литерой Б — жители называют его Башня — насчитывает тридцать два этажа и два боковых крыла в восемь — десять этажей под литерами А и В. Центральная часть высотки смотрит в сторону Кремля, боковые корпуса эффектно развернулись вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вписывается в сложный ландшафт.

Фото: UWE Brodrecht/Creative Commons Attribution-share Alike 2.0 Generic License

Экстерьер дома выполнен в мягком бежевом цвете, нижние этажи облицованы колотым и полированным красным гранитом, что создает иллюзию мощного высокого цоколя. На фасадах располагаются многофигурные горельефы и барельефы, изображающие счастливых советских людей среди знамен, цветов и колосьев.

Великолепные подъездные холлы напоминали театральные фойе. Полы выполнены из полированных гранитных и мраморных плит. Потолки расписаны в технике гризайль. Стены отделаны барельефами из тончайшего фарфора цвета чайной розы и слоновой кости, освещают всю эту красоту массивные люстры с хрустальными подвесками и настенные бра, имитирующие старинные бронзовые подсвечники. В архитектурный комплекс входил и благоустроенный внутренний двор с пышными клумбами, фонтанами и асфальтированными дорожками.

В высотке создавались особенные условия проживания, что подчеркивало элитный статус ее жильцов. Она была напичкана самыми современными новшествами: имела центральное отопление и горячее водоснабжение от городской теплосети, а не от котельной в подвале, водопровод и канализацию (в те времена далеко не все московские дома могли этим похвастаться), в здании функционировала система кондиционирования воздуха и даже такая диковинная штука, как центральное пылеудаление — к специальной розетке в стене можно было подключить шланг и пропылесосить им всю квартиру.

Жилье в высотке предоставлялось с роскошным ремонтом, потолочной лепниной, хрустальными люстрами, дубовым паркетом, оригинальными дверями и, что самое поразительное, полностью меблированным. Имелась даже вешалка в прихожей. На кухне радовали чудеса техники: электрические холодильники, что для того времени было в диковинку, мусоропроводы и даже мусородробилки в двухкамерных мойках. А отделанная кафелем ванная комната — уже сама по себе роскошь — была оборудована калорифером для сушки белья, умывальником с раковиной и зеркалом, ящиком для хранения белья и шкафчиком для туалетных принадлежностей. Поскольку здание задумывалось как «город в городе», в его комплекс были включены гастроном, почта, булочная, химчистка, ателье и кинотеатр.

Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

Списки будущих жильцов статусного дома составлялись и утверждались еще на стадии строительства. Квартиры давали представителям советской элиты — от работников НКВД до физиков-ядерщиков, занимавшихся по ведомству Берии созданием атомной бомбы. Причем двум из них дали ордера, несмотря на то что ученые на тот момент отбывали срок, работая в одной из «шарашек». И только выйдя из лагерей, они смогли заселиться в свои комфортные квартиры. Жилплощадь здесь получили и обласканные властью представители творческих кругов: артисты, режиссеры, писатели, скульпторы, художники, архитекторы.

Первые жильцы заселились в высотку в конце 1952-го, в их числе был известный актер Михаил Жаров. Вскоре появились Иван Пырьев с Мариной Ладыниной, Клара Лучко с Сергеем Лукьяновым, Павел Массальский, Александр Твардовский, Фаина Раневская и многие другие.
Актриса Лидия Смирнова — незабываемая Шурочка из кинофильма «Моя любовь» — рискнула обратиться к самому великому и ужасному Лаврентию Павловичу. Кинозвезда и ее муж оператор Владимир Рапопорт — четырежды лауреат Сталинской премии — ютились в маленькой комнатушке на окраине Москвы. Смирнова написала письмо Берии с просьбой улучшить их жилищные условия, и тот наложил резолюцию: «Выдать им квартиру». Но не успела Смирнова собрать вещи, как Берию арестовали. Актриса пришла в полное отчаяние. Вдруг сверху позвонили и поинтересовались: «Почему вы до сих пор не переехали?» Оказалось, что новое начальство тоже поклонники кинозвезды.

Эмоции были столь сильны, что когда Лидия Николаевна примчалась смотреть новое жилье, у нее от счастья случился обморок. «В квартире было так красиво! — вспоминала она на закате жизни. — Роскошные люстры, бронзовые ручки, тяжелые дубовые двери. В холле натертые до блеска полы. Я открыла дверь и ахнула. Как во сне! Мебель, вешалки, буфет на кухне. Смотрела на все это, и у меня колотилось сердце. А когда снова вошла в лифт, то потеряла сознание». Так и каталась — сумочка в одной стороне, зонтик — в другой, пока ее не обнаружили соседи и не привели в чувство.

С первыми жильцами в трехкомнатную квартиру корпуса Б въехала и великая балерина Галина Уланова. Тридцать четыре года спустя она обменяла ее вместе с квартирой помощницы на более просторную на шестом этаже Башни. Там теперь открыт ее музей.

Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

Обстановка этой четырехкомнатной квартиры с панорамным видом на Кремль точно такая же, как при жизни балерины. Лампы под шелковыми абажурами, хрусталь и статуэтки в буфете — все предметы стоят на своих привычных местах, там, куда их когда-то поставила хозяйка. В спальне под кроватью примостились ее бордовые тапочки тридцать пятого размера. На столике оставлены перчатки, в прихожей торопливо сброшены сапожки, гардеробная заполнена чемоданами и саквояжами известной фирмы — балерина много путешествовала и практически объездила весь мир.

В 1956 году состоялись гастроли Большого театра в Лондоне. Давали «Ромео и Джульетту», и хотя на тот момент Галине Сергеевне уже исполнилось сорок шесть лет, публика осталась от ее Джульетты в полном восторге. Балерина вспоминала: «Идет спектакль, танцуем, безумный страх. И вот — конец, и тишина. Значит — провалились. Вдруг внезапно, как лавина, обрушились аплодисменты!» Овация длилась полчаса...

Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Сухие губы: причины, последствия и способы лечения Сухие губы: причины, последствия и способы лечения

Отопление и холодный ветер не единственные причины сухости губ

РБК
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
Назвали в честь россиянки: в Якутии впервые нашли шипоноску, которая жила в одно время с динозаврами Назвали в честь россиянки: в Якутии впервые нашли шипоноску, которая жила в одно время с динозаврами

Сибирский янтарь хранит еще немало тайн, уверены ученые

Вокруг света
Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков

Большое интервью с создательницей «Марафона желаний» Еленой Блиновской

Коллекция. Караван историй
Синдром спасателя: как стремление помочь всем и каждому приводит к саморазрушению Синдром спасателя: как стремление помочь всем и каждому приводит к саморазрушению

Почему быть спасателем не всегда хорошая идея

Forbes
Ирина Мирошниченко: Ирина Мирошниченко:

Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов

Коллекция. Караван историй
Зверь из Хвасона: почему самый опасный маньяк Южной Кореи избежал наказания Зверь из Хвасона: почему самый опасный маньяк Южной Кореи избежал наказания

Иногда преступникам удается уйти от правосудия очень странными путями

VOICE
Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек

Думалось, она будет всегда, но два года назад Галина Волчек покинула театр

Караван историй
В четырех стенах: российские ученые проследили связь между изоляцией и ростом иммунитета В четырех стенах: российские ученые проследили связь между изоляцией и ростом иммунитета

Организмы испытуемых ответили на стресс и снижение физической активности

Вокруг света
Вячеслав Чепурченко. Правила игры Вячеслав Чепурченко. Правила игры

Легкие солнечные ветродуи у меня очень хорошо получаются

Коллекция. Караван историй
Уходя оставляйте свет: история “Прометея”, или Как в СССР появились светомузыка и медиаарт Уходя оставляйте свет: история “Прометея”, или Как в СССР появились светомузыка и медиаарт

История не самого очевидного, но важного для последующего искусства явления

Правила жизни
Анастасия Стежко. Празднование жизни Анастасия Стежко. Празднование жизни

Со стороны человеку часто нужны не действия, а простое участие и сочувствие

Коллекция. Караван историй
5 способов прокачать знание иностранных языков с помощью музыки 5 способов прокачать знание иностранных языков с помощью музыки

Можно ли использовать музыку для изучения иностранных языков?

ТехИнсайдер
5 полезных девайсов для тех, кто планирует автопутешествие 5 полезных девайсов для тех, кто планирует автопутешествие

Какие еще гаджеты будут полезны для самостоятельных автомобильных поездок?

CHIP
Как одиночество убивает наш мозг и почему нас спасут соцсети, шопинг и собаки Как одиночество убивает наш мозг и почему нас спасут соцсети, шопинг и собаки

Отрывок из книги «Устойчивый мозг» о том, как сохранить его продуктивность

Forbes
Разгон процессора: насколько это  эффективно и безопасно Разгон процессора: насколько это  эффективно и безопасно

Что скрывается за таким таинственным словом разгон процессора?

CHIP
Делай, как сестры Хилтон: что такое стиль трофейной жены и почему это модно Делай, как сестры Хилтон: что такое стиль трофейной жены и почему это модно

Сестры Хилтон из просто светских львиц трансформировались в трофейных жен

VOICE
Как устройство личности влияет на нашу судьбу Как устройство личности влияет на нашу судьбу

Хотите достичь успеха — определите свое место на социальной «карте»

Psychologies
Будь в моменте. Учись радоваться жизни прямо сейчас Будь в моменте. Учись радоваться жизни прямо сейчас

Что такое синдром отложенной жизни

Лиза
Бегунок Бегунок

Кирилл сбегал из детского дома в жару и лютый мороз

СНОБ
Француженки уже не те: как на самом деле парижанки одеваются летом Француженки уже не те: как на самом деле парижанки одеваются летом

Как выглядят современные француженки

VOICE
Ученые подсчитали, каковы шансы сердечного приступа во время секса на жаре Ученые подсчитали, каковы шансы сердечного приступа во время секса на жаре

Проверен знаменитый миф о том, что секс в жаркую погоду опасен для здоровья

Maxim
Математик — о том, зачем идти в науку и как себя вести молодому ученому Математик — о том, зачем идти в науку и как себя вести молодому ученому

Почему наука — это потребность, а не вопрос выбора

РБК
Не надо терпеть: что делать, если женщин постоянно перебивают Не надо терпеть: что делать, если женщин постоянно перебивают

Как действовать, если коллега вас постоянно перебивает

Forbes
Как выбрать внешний аккумулятор для смартфона: шпаргалка от CHIP Как выбрать внешний аккумулятор для смартфона: шпаргалка от CHIP

Как выбрать пауэрбанк, чтобы его хватало всем вашим устройствам?

CHIP
Как формируются привычки и почему с возрастом сложно переучиваться? Как формируются привычки и почему с возрастом сложно переучиваться?

Как формируются привычки, можно ли ими управлять

СНОБ
«Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях «Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях

Отрывок из «Дневника обезьянки» — автобиографической книги Джейн Биркин

Forbes
Украденная жизнь: история Джейси Дьюгард, которая провела 18 лет в плену у маньяка Украденная жизнь: история Джейси Дьюгард, которая провела 18 лет в плену у маньяка

Семья Дьюгард перебралась в Калифорнию, считая, что этот штат самым спокойный

VOICE
Как повысить удовольствие от отпуска: 4 совета Как повысить удовольствие от отпуска: 4 совета

Как продлить ощущение счастья от каникул?

Psychologies
Открыть в приложении