Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историйРепортаж

Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Марина Порк

Ольгу Лапшину — талантливую, колоритную актрису — хорошо знает и театральный, и кинозритель. Ее можно было увидеть в лучших театрах Москвы — в «Современнике» и в Театре имени Станиславского в постановках Владимира Мирзоева, а также в МХТ имени Чехова и в Театре Наций. Среди ее киноработ можно вспомнить и «Дети Арбата», и «Дело о «Мертвых душах», и «Левиафан», и «Класс коррекции». Самые актуальные и смелые режиссеры приглашают Лапшину в свои постановки, но, как выясняется, она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

— Ольга Георгиевна, кажется, ни одна громкая театральная премьера в Москве сегодня не обходится без вашего участия. Каким, по вашему мнению, должен быть современный театр, чтобы туда пошли зрители?

— Спектакли, в которых я играю, относятся к традиционному театру и театру действенному, в результате чего происходит смещение в сознании зрителей, в моем актерском проживании от спектакля к спектаклю. Убедилась: благодаря такому театру люди меняют жизнь. Примером является крупный международный проект «Прикасаемые», в котором участвуют слепоглухие герои. Когда лет восемь назад мы начали его играть, была уверена, что люди, которые не видят и не слышат, ведут совершенно обособленное существование. Не ведала, что те могут состояться в своих профессиях, что у них широкий круг интересов, что они могут читать, быть интеллектуалами, обрести счастье в своих семьях, путешествовать, совсем как те пять героев, которые по сей день остаются с нами. Мы играли этот спектакль в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в театре «Ройял-Корт» в Лондоне, в Нидерландах, каждый раз привлекая в нашу команду новых героев из этих стран. Мы проводили репетиции с переводчиками, что позволяло говорить на одном языке. В спектакле всегда принимают участие две звезды — он и она. На сцену выходили Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Женя Цыганов, Лиза Арзамасова, Альберт Филозов, Дмитрий Брусникин, Ольга Яковлева, Никита Ефремов, Иван Кокорин, Нелли Уварова, режиссер Руслан Маликов, Алиса Фрейндлих... Все, кто работает в спектакле, поменялись в лучшую сторону. И зрители выходят из зала другими. Он воздействует на людей как антидепрессант, ведь рядом живут настоящие герои нашего времени, которые, пробившись через слепоглухоту, совершают личный подвиг и становятся счастливыми. На их фоне свои неприятности кажутся мелкими, мнимыми. Актеры получают за спектакль сущую малость, а звезды всегда работают бесплатно, причем многие прямо просятся, даже конкурс проходят, чтобы попасть в этот проект.

— Где еще сегодня можно вас увидеть?

— В Театре.doc играю в спектакле «Кантград» режиссера Анастасии Патлай, основанном на документальных свидетельствах переселенцев в послевоенный Кенигсберг. Я люблю свидетельский театр, единственный вымышленный персонаж в спектакле — это обезумевший старик-немец, который считает себя Кантом, говорит цитатами великого философа из трактата «К вечному миру». Этот пацифистский спектакль мы готовы возить по стране, лишь бы как-то умягчать сердца людей.

Там же играю премьерную постановку «Троекурово», посвященную основателям театра Елене Греминой, Михаилу Угарову и другу театра Дмитрию Брусникину, которых уже нет с нами. Всех их знала лично, они в моем списке поминовения... С Мишей мы познакомились еще в Театре Станиславского, где Владимир Мирзоев ставил опередивший время спектакль «Голуби» по Мишиной пьесе. Я играла залетевшую в монашескую келью птичку, сидела на жердочке. Паша Каплевич сделал мне плетеный войлочный костюм, напоминавший корзинку. Я пела, читала духовные стихи, произносила всякие прибаутки. А трех монахов играли Володя Скворцов, Виталий Хаев и Саша Усов. Это была очень глубокая вещь, а для меня — дорогое сердцу дело.

Через какое-то время Миша написал пьесу «Смерть Ильи Ильича» по «Обломову». А я придумала название «Облом off», с тех пор пьесу так и ставят. В спектакле принимали участие мои дети, Маша с трех с половиной лет серьезно репетировала свою роль. Я еще была в сомнениях: «Миша, да она ребенок, она может нас подвести, мало ли что ей придет в голову?» Но Маша проявила себя по-взрослому, знала все тексты, даже Степе подсказывала, то есть руководила процессом. С «Облом off» мы триумфально передвигались по городам и весям, возили спектакль за границу. Много общались с Угаровым, даже перешли на «ты» в самолете на высоте в девять тысяч метров, для меня было крайне важно говорить «ты» человеку, который мне близок по духу.

Я обожала Лену Гремину, была поклонницей ее писательского творчества, она дарила мне свои книжки. Но как библиотекарь-библиограф по своей первой профессии я люблю рекомендовать книги и даю их почитать, многие потом не возвращаются. А с Димой Брусникиным я познакомилась, когда Маша поступила на его курс в Школу-студию МХАТ. Для студентов он был отцом родным, они с ним виделись гораздо чаще, чем с родителями, он воспитал их по-человечески.

Когда мне предложили «Троекурово», согласилась, несмотря на то что дала себе слово не увеличивать больше театральных названий, потому что едва успеваю разводить их со съемками в кино. Но начала ходить на репетиции, и мне понравилось, что пьеса в стихах и можно петь, и там есть черный юмор — один из моих любимых жанров, словом, было где развернуться. Поняла для себя: мое. И с удовольствием играю. Правда, где — большой вопрос, театр лишился помещения, здание, в котором он находился, поставили на капитальный ремонт. И Театр.doc опять переезжает.

— Почему согласились играть в «Сказках Пушкина», где лица актеров скрыты под сложным гримом, под которым трудно разглядеть мимику?

— Что значит «почему согласилась»?! Думаю, вся актерская Москва мечтала работать с Робертом Уилсоном, но на кастинг пригласили счастливчиков, в числе которых оказалась и я. Кастинг проходил в три этапа в один день. Уилсон сначала отсмотрел детей, потом мужчин и под конец женщин. Я боялась опоздать на поезд в Воронеж, где играла спектакль, мне надо было как-то изловчиться, чтобы не только победить на кастинге, но и успеть на вокзал. То есть требовалось вжарить так, чтобы Уилсону стало понятно: я его актриса.

Сначала мы кружились по репзалу, рисовали какие-то движения из тай-чи, а Роберт нас внимательно разглядывал. Потом надо было что-то спеть. Стояла зима, и я выдала на форте «Вы морозы, крещенские, лютые», прозвучало эффектно. После он попросил прочитать сонеты Шекспира. Мне дал задание прочитать с большой сцены, как народной артистке, мою подругу Наташу Павленкову попросил сделать это от имени утки. Видимо, уже прикидывал, кого мы будем играть. Восхищаюсь чувством юмора Уилсона: его три девицы под окном превратились в перезревших теток, которых моя сватья баба Бабариха никак не может выдать замуж. Здорово, что он наградил нас таким спектаклем, который играем под аплодисменты уже восемь лет.

Репетировать с Уилсоном было одно удовольствие, мы шли к нему как на праздник каждый божий день. Вокруг все крутилось с бешеной скоростью, с нами работали девять переводчиков, музыканты постоянно что-то сочиняли, иной раз просто валились от усталости на пол и лежали, потому что добраться до отеля не было сил. На примерку костюмов мы летали группами в Дюссельдорф. Немецкие гримеры обучали наших девочек, как укладываться в полтора часа, отведенные на каждого артиста. Моя так набила руку, что давно гримирует меня за час. А это грунтовка лица, это просто рисование картины. Меня Уилсон полюбил, называл My star. Однажды после репетиции подарил шоколадную белочку — не ем, храню. По ходу работы мне перепало еще две роли в спектакле, я играю Попадью, которую в итоге уводит от жадного попа Балда, и Бобриху.

Это другой взгляд на сказки Пушкина. У постановки много поклонников, хотя есть и те, кто нас ругает, считают, что мы замахнулись на святое, изуродовали «наше все». Но дети, которым не приходит в голову задаваться вопросом: «А можно ли так с классиком?» — принимают спектакль безоговорочно.

— Помню, сколько критики собрал чеховский «Иванов», где действие перенесено в сегодняшний день и где вы играете сотрудницу ЗАГСа, в качестве наставления молодым с выражением читающую стихи Эдуарда Асадова.

— Разве была критика? Не помню. Спектакль должен был ставить французский режиссер из парижского «Одеона» Люк Бонди. Я прошла у него кастинг, но он заболел, а потом умер. И на постановку пригласили Тимофея Кулябина. Для себя я открыла этого режиссера, начав репетировать, а позже посмотрела его великолепных «Трех сестер» на языке жестов. Обожаю состояние, когда во время репетиций влюбляюсь в режиссера, я тогда начинаю фонтанировать, получаю настоящий кайф от работы. Никогда не переживаю, что что-то забуду. Эту комедийную роль мы выстраивали вместе. Режиссер, слава Богу, убрал из нее все несовременное. Я накидала ему множество вариантов, как сыграть. У меня же есть еще своя клоунская маска, с двенадцати лет говорю щеками, в компаниях читаю так Асадова на бис. Но Тимофей решил: нет, будешь делать все то же самое, только без щек. И я на полном серьезе произношу этот стих как тост под неизменный хохот зрителей. Помню, был момент, когда режиссер почему-то перепугался и предложил заменить стихи Асадова на поздравления, которые печатают на открытках. Но я была категорически против и отстояла свой вариант. Сцену, в которой мой партнер, племянник по роли, брызгает на меня антистатиком, тоже придумала я. И она тоже всегда идет под аплодисменты. Для меня эта роль просто подарочная, она небольшая, но совершенно безответственная, в ней столько куража!

Во время работы открыла для себя Лизу Боярскую. Я ее совсем не знала, воспринимала как персонажа с обложки глянцевого журнала. А Лиза оказалась такой трудягой! Перед каждым спектаклем она проводила со всеми желающими занятия, тренинг по звуку по додинскому методу.

Очень люблю спектакли, где все играют прекрасно и тебе не стыдно ни за кого из партнеров. Переживаю, когда за кого-то неловко и ты мучаешься, приглашать на спектакль своих друзей или не приглашать. В Театре Наций я играю два абсолютно беспроигрышных спектакля и постоянно приглашаю на них своих приятелей. Потому что чем больше хороших людей посмотрят спектакль, тем будет лучше для меня, это бальзам на душу. Кто-то шутит: ты специально их на улице собираешь. Одна гримерша говорит:

— Оль, тебя, наверное, в детстве недолюбили. Ты какой была, старшей или младшей?

— Младшей, долюбленной, не в этом дело.

Сейчас билеты в театр стоят дорого. Не каждый может их себе позволить, особенно старые театралы. Значит, мы теряем людей, которые могли бы оценить по достоинству нашу работу. И потом, есть пожилые люди, думаю: если я их сегодня не приглашу, вдруг до следующего спектакля они вообще не доживут?

Ольга Лапшина в спектакле «Бэтмен против Брежнева», 2021 год

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Брак — это не только сделка: как появилось замужество по любви и право на развод Брак — это не только сделка: как появилось замужество по любви и право на развод

Отрывок из книги «Неприглядная история» от блога «АСЯ ЗНАЕТ»

Forbes
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Вес растет, либидо падает: как кортизол влияет на психику и тело Вес растет, либидо падает: как кортизол влияет на психику и тело

Как кортизол влияет на нашу жизнь?

Psychologies
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков

Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России

Forbes
«Дон Масимо»: Максим Горький на Капри «Дон Масимо»: Максим Горький на Капри

Как жил знаменитый писатель Максим Горький в Италии?

Караван историй
Могут ли собаки обгореть на солнце? Могут ли собаки обгореть на солнце?

Как защитить питомца от солнца и что делать, если собака получила солнечный ожог

ТехИнсайдер
Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историй
Кокетство конспирации: посмотрите, что умудрялись прятать в книгах 500 лет назад Кокетство конспирации: посмотрите, что умудрялись прятать в книгах 500 лет назад

Издавна в книгах скрывали секретное, прятали краденое, утаивали запретное

Вокруг света
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
«Любовью можно управлять»: как это делать, чтобы остаться вместе надолго «Любовью можно управлять»: как это делать, чтобы остаться вместе надолго

Как мы сами влияем на продолжительность отношений?

Psychologies
Сергей Степин. Без обид Сергей Степин. Без обид

Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это опыт. Пусть неудачный, но опыт

Коллекция. Караван историй
Леопардовые костюмы, Кейт Мидлтон за диджейским пультом и танец Меган Маркл с Карлом III: нейросеть показала вечеринку по случаю коронации Леопардовые костюмы, Кейт Мидлтон за диджейским пультом и танец Меган Маркл с Карлом III: нейросеть показала вечеринку по случаю коронации

Какой могла бы быть идеальная вечеринка после коронации Карла III?

Правила жизни
Женщина, которая поймет Женщина, которая поймет

Анна Михалкова отражает все русское женское в одном лице

Weekend
Макаки скоординировали движения друг с другом Макаки скоординировали движения друг с другом

Исследователи изучили социальную природу двигательной координации

N+1
Как роботы работают в команде без человека Как роботы работают в команде без человека

Метод позволяет эффективно организовать действия нескольких роботов

ТехИнсайдер
И снова здравствуйте: что не так с новым фильмом Уэса Андерсона «Город астероидов» И снова здравствуйте: что не так с новым фильмом Уэса Андерсона «Город астероидов»

Почему громкое имя и звездный каст не спасут новый проект Уэса Андерсона

Правила жизни
Есть мнение Есть мнение

Обсуждаем причинно-следственные связи наших отношений с едой

Psychologies
Приложение усилий: что происходит на рынке мобильной разработки в России Приложение усилий: что происходит на рынке мобильной разработки в России

Тренды на рынке мобильной разработки: на что нужно обратить внимание заказчикам

Forbes
Покупка подержанной Mazda CX-5 Покупка подержанной Mazda CX-5

Наш нынешний герой – кроссовер Mazda CX-5

4x4 Club
Советские граждане, а не евреи: почему в СССР практически не говорили о Холокосте Советские граждане, а не евреи: почему в СССР практически не говорили о Холокосте

Почему советские власти пытались замолчать трагедию о Холокосте

Forbes
Не только авокадо: 5 продуктов, которые гарантированно снизят холестерин Не только авокадо: 5 продуктов, которые гарантированно снизят холестерин

Что нужно есть для того, чтобы контролировать холестерин в крови

Psychologies
Поражающая способность Чернобыля: что такое ионизирующее излучение и можно ли бороться с последствиями его воздействия Поражающая способность Чернобыля: что такое ионизирующее излучение и можно ли бороться с последствиями его воздействия

Явление, которое называют «радиацией», несет две главные угрозы для здоровья

Вокруг света
Активный образ жизни обезболил людей Активный образ жизни обезболил людей

Тест выявил анальгетическое действие повседневной физической активности

N+1
Планета по имени Инна Планета по имени Инна

Бывают актеры способные, бывают талантливые, а иногда случаются — великие

Караван историй
Саид-потрошитель Саид-потрошитель

«Убийца "Священный паук"»: антиклерикальный феминистский триллер

Weekend
10 тем, которые нужно обсудить в начале отношений 10 тем, которые нужно обсудить в начале отношений

Что такое «карта отношений» и как она помогает свести конфликты к минимуму?

Psychologies
Жесткие против гибких Жесткие против гибких

Sunreef запатентовала технологию интеграции гибких панелей в композитный корпус

Y Magazine
«Молчи, а то (не) сбудется»: верна ли теория о материализации мыслей? «Молчи, а то (не) сбудется»: верна ли теория о материализации мыслей?

Откуда появляется убеждение, что если произнести вслух опасения, то оно сбудется

Psychologies
Открыть в приложении