Что такое pleasure gap и почему женщины получают меньше удовольствия от секса
Женское сексуальное желание столетиями осуждалось и подавлялось в различных патриархатных культурах по всему миру, а женский организм рассматривался лишь как «инструмент для рождения детей». Это привело к появлению такого феномена как pleasure gap — «разрыв в количестве сексуального удовольствия». Forbes Woman узнал у врача-сексолога Амины Назаралиевой, почему в XXI веке мы все еще далеки от его сокращения.
Амина Назаралиева — врач-сексолог, психотерапевт, основательница частной клиники психического здоровья Mental Health Center, которая вошла в лонг-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучший проект в сфере социального предпринимательства». Специалисты Mental Health Center регулярно бесплатно помогают жертвам пыток и преследований (при содействии организаций, защищающих права человека). В 2022-м клиника бесплатно работала с беженцами.
— Сейчас много говорят и пишут о женском удовольствии, способах его получения. Разве еще есть место pleasure gap?
— Конечно. Pleasure gap — это про разрыв в получении удовольствия. Мужчины примерно в 90% случаев достигают оргазма. У женщин же эти цифры меньше в разы — около 40%. Получается печальная и несправедливая история: в то время как примерно всем мужчинам на планете Земля при занятии сексом хорошо, для женщин ситуация другая. Часто секс для женщины может быть связан с чем угодно, кроме собственно удовольствия. Для многих это повинность с целью размножения, поддержания связи с партнером (из страха, что он уйдет или потеряет интерес). Секс может быть просто рутиной: «раздвигаю ноги и жду, когда это все закончится». Или это история о том, что женщина возбудилась и ей бы хотелось секса, но она никогда не достигает оргазма, потому что не получает достаточной стимуляции. Возможно, партнер делает не то, возможно, не было прелюдии: средняя прелюдия, которая нужна женщинам, длится 15–20 минут.
Возникновение pleasure gap объясняется массой факторов: это стигматизация женской анатомии, гендерные стереотипы, культурные и другие особенности. Это очень обидно, ведь если не брать большую палку и не бить специально ей по женской сексуальности, женщины будут относиться к сексу так же, как и мужчины.
Но на сегодняшний день обществу еще очень далеко от сокращения разрыва. На это влияет то, как мы относимся к девочкам, к сексу, к просвещению и правам человека, потому что женское удовольствие и способность брать контроль над ним и своим телом — это про базовые права человека. Естественно, оргазм — это последнее, что может волновать людей, которым безразлично, что происходит с женскими правами. О чем речь, если даже в некоторых прогрессивных странах запрещены аборты.
— Еще в конце XIX века женское сексуальное желание считалось симптомом истерии, женщин запирали в лечебницах, насильно лечили. Как этот исторический факт повлиял на современное восприятие женского возбуждения и удовольствия?
— Мы до сих платим огромную цену за прошлое, именно женская сексуальность, а не мужская, в большинстве стран мира по-разному подавлялась. По данным ООН, 200 млн современных женщин пережили калечащие операции на половых органах: к ним относится, например, «женское обрезание», которое подразумевает частичное или полное удаление клитора и половых губ. В основном такие операции распространены в странах Африки и Ближнего Востока, но проводятся они и в Латинской Америке, Азии, а также в европейских странах, где в иммигрантских общинах сильно влияние традиций. Многие девушки переживают эту операцию в пять-семь лет, кто-то умирает от кровотечения, кто-то заражается ВИЧ, потому что процедура может проводиться в антисанитарных условиях.
До сих пор есть люди, которые люди считают, что женщина с клитором — это грязная, одержимая сексом и не способная себя контролировать женщина, а значит, она будет изменять, не сможет стать хорошей матерью. Выходит, что если ты не обрезана, ты «бесконтрольное исчадие ада».
Это происходит и в современной России: в Дагестане есть деревни, где до сих пор матери, сами подвергшиеся этой чудовищной операции, тащат на нее своих дочерей, потому что не хотят «пятна на их семье». Таким образом все сообщество регулирует поддержание этих традиций. Хотя на самом деле это вариант подавления и контроля женской сексуальности — практика проведения таких операций признана нарушением прав женщин и девочек на международном уровне.
— Если не уходить в крайности, то какие архаичные установки мешают современной женщине получать удовольствие?
— Проблема в том, что культура не меняется так быстро, как нам хотелось бы. Наука сильно опережает культуру и традиции, поэтому хоть наука и говорит нам о том, что и женское, и мужское удовольствие, влечение, возбуждение, оргазм очень похожи по механизмам, за этим все еще тянется след в виде стыда за женскую сексуальность, очень сильны консервативные убеждения и установки. «Не ходи в короткой юбке, не смотри в глаза мужчинам, будь скромнее, будь милой», — тебе как девочке все время указывают на твое место.