Ленинский враг с нелестной репутацией
Современники Алексинского, страстного публициста, обвиняли его в недобросовестности и фантазиях, историки подчёркивали его «нелестную репутацию авантюриста-обманщика». Но сочинения бывшего большевика читали непременно: мало кто так хорошо понимал ленинскую доктрину и практику.
Григорий Алексеевич родился 16 сентября 1879 года. Окончил гимназию с золотой медалью, поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета, но за участие в студенческих беспорядках весной 1899 года временно был исключён из учебного заведения и поставлен под надзор полиции.
Через два года Алексинского восстановили в университете. Вместе с Ираклием Церетели, будущим министром Временного правительства, Григорий стал одним из руководителей студенческого движения и в 1902 году попал под административный арест за организацию демонстрации. Вскоре бунтаря освободили с годовым воспрещением жительства в Москве. Он работал в ярославской газете «Северный край», а в 1903 году примкнул к большевистской фракции в РСДРП.
Зимой 1905 года в России началась первая революция. Алексинский быстро снискал известность в качестве незаурядного большевика-пропагандиста и попал в поле зрения чинов московского охранного отделения. Талантливому агитатору пришлось переехать в столицу, он состоял членом Петербургского комитета РСДРП, публиковался на страницах газет «Новая жизнь», «Волна» и других партийных изданий.
Весной 1906 года соратники направили Алексинского в Стокгольм в качестве делегата на IV съезд РСДРП. Из королевской Швеции Григорий Алексеевич вернулся в царскую Россию, превратившуюся из самодержавной в ограниченно-конституционную монархию. Тем самым открывался путь для мирной эволюции политического устройства, с сохранением и улучшением важнейших социальных институтов, гарантировавших неприкосновенность личности, собственности и права.
В Москве Алексинский вошёл в состав центрального областного бюро партии и вскоре угодил под новый арест. Более чем через месяц пылкого революционера освободили по причине слабого здоровья с воспрещением жительства уже по всей Московской губернии, и ему вновь пришлось ехать в Петербург. В партийных кругах блестящего оратора знали под разными псевдонимами: Алексей Алексеевич, Лапка, Пётр Алексеев...
Вскоре Алексинский оказался в числе думцев. Член Петербургского комитета РСДРП Владимир Войтинский вспоминал, как Алексинский питал «страсть к скандалам и интригам» и великолепно держался на трибуне Таврического дворца. На V съезде РСДРП, проходившем в Лондоне с 13 мая по 1 июня 1907 года, Лапка выступал перед делегатами с докладом о деятельности социал-демократической фракции в Думе. Когда Николай II её распустил, а действительный статский советник Пётр Столыпин стал председателем Совета министров, возмущённый Алексинский потребовал бойкотировать думские выборы. А после участия в конгрессе II Интернационала в августе 1907 года в Штутгарте лучший думский оратор большевиков на родину не вернулся.
Отношения же с Лениным портились постепенно. Неприятное впечатление производила деятельность по пополнению партийной кассы так называемого малого комитета, в руководстве которым Григорий Алексеевич обвинял Ленина и Леонида Красина. По утверждению Лапки, ленинские боевики, набранные «среди молодёжи некультурной», «грабили почтовые отделения, вокзальные кассы, иногда самые железнодорожные поезда». Преподавание в партийных школах на Капри и в Болонье с чтением лекций по истории рабочего движения в Западной Европе побуждали Алексинского пересматривать стратегию борьбы. Захват власти организацией профессиональных революционеров в России, где почти четыре пятых малообразованного населения составляли крестьяне, вызывал всё бо́льшие сомнения в целесообразности и более того — в соответствии марксистской схеме.