Деньги
Арам Мнацаканов
Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.
Как важно заниматься спортом
В студенческие годы я все время занимался организаторской деятельностью — какой она могла быть в Советском Союзе. Организовывал капустники, квартирники, пикники, поездки. И всегда любил готовить. И так, конечно, познакомился с массой людей. Я перепробовал десяток разных профессий и на волне кооперативного движения оказался в компании своего друга. Занимались мы, как и все, торговлей. Я отвечал за то, что сейчас бы назвали пиаром, и это мне тоже, наверное, в дальнейшем помогло. Еще я очень любил теннис и в начале 1990‑х тихой сапой захватил власть в Федерации тенниса Санкт-Петербурга. Ну как захватил — власть там просто валялась. Ничего из себя организация тогда не представляла, городской кружок физкультурников. Я по привычке начал делать всякие мероприятия, теннисные фестивали и понравился москвичам, которые занимались теннисом серьезно, в масштабе страны. Мне доверили проводить матчи Кубка Дэвиса в Петербурге. Тогда у нас была легендарная сборная: Кафельников, Чесноков, Волков. Работа в этой сфере дала мне огромные связи, я опять‑таки узнал массу людей. И когда мой товарищ решил развивать бизнес по импорту вина, он позвал меня.
Как полюбиться итальянским виноделам
Поначалу я в вине не понимал ничего. Как‑то при мне у официанта попросили розового вина, которого у него не было, и он просто смешал в бокале красное и белое. А я думал: «Молодец, как остроумно из положения вышел». И вот в 1997 году я поехал в Италию знакомиться с виноделами. Это была моя первая заграница — не считая Финляндии, конечно, но здесь, в Петербурге, Финляндия не в счет, все с нее начинают. Италия меня потрясла абсолютно. В советское время мы «путешествовали» только по книгам — и Италия оказалась ровно такой, как в литературе. Я начал ездить к винным производителям и понял, что это невероятно уважаемые люди. Их знают все, и в первую очередь, конечно, коллеги — повара и рестораторы. Мы начали ходить по итальянским ресторанам. Я удивился, насколько там все понятно, просто, без каких‑то претензий, все друг друга любят. И насколько они ценят внимание к своей культуре, особенно со стороны иностранца. Я с тех пор объездил всю Италию и могу сказать, что прекрасно знаю эту страну. Когда ты приходишь в ресторан и начинаешь задавать правильные вопросы: «А вот это вы подаете? А вот это как готовите? А такое вино у вас осталось, вот такого года?» — ты сразу переходишь в другой статус, и перед тобой открываются двери, которые другие даже не видят.