Как выжить ипохондрику в разгар пандемии
Мы все хотим быть здоровыми и стараемся не заболеть. Но у некоторых озабоченность своим здоровьем превращается в болезнь: они страдают от ипохондрии. Навязчивая забота о своем здоровье, страх заболеть, который не проходит, несмотря на отсутствие симптомов и успокаивающие слова врачей… Сейчас, в разгар пандемии, таким людям приходится особенно нелегко. Как они могут помочь сами себе и что делать их близким?
В случае, когда речь идет о психическом расстройстве, ипохондрик сводит всю свою личность к болезни, которая становится основным объектом интереса, любви и ненависти. Это полный уход в себя, при котором все остальное, весь внешний мир, занятия и отношения бледнеют, отходят на задний план. К счастью, проблемы с ипохондрией часто ближе к неврозам и депрессии. Болезненная мнительность становится способом локализовать беспокойство, потому что названная опасность, даже такая, как, например, рак, более выносима, чем постоянная неопределенная угроза.
Также мнительность следует отличать от страха заболеть, который иногда возникает после того, как от болезни умирает любимый человек, и от страха перед возможным рецидивом, который может появиться в состоянии ремиссии после излечения реального заболевания.
Ипохондрии чаще всего сопутствует отсутствие самоуважения. Болезнь — социально приемлемая форма неудачи — скрывает более глубокое переживание своей беспомощности, бесполезности. Ипохондрические тревоги также довольно часто встречаются в подростковом возрасте и в период менопаузы, потому что в это время самооценка особенно уязвима. С точки зрения системной семейной терапии ипохондрик занимает место своего рода громоотвода: в него другие члены семьи «вкладывают» свою тревогу.
Многие из тех, кто страдает от ипохондрии, испытали ранний эмоциональный дефицит, тяжелую утрату, разлуку. Озабоченность своим здоровьем может быть и привычкой, образом жизни, который родители передают нам так же, как навык мыть руки и здороваться. У тех, кого родители вели к врачу при малейшем подозрении, может на всю жизнь остаться ощущение хрупкости, ненадежности своего тела. Поскольку эти модели поведения формируются в раннем детстве, они очень стойкие и кажутся естественным состоянием.