История в обложках и платьях
Елена Стафьева о выставке «Harper’s Bazaar. Первый журнал мод»
В парижском Musee des Arts Decoratifs 28 февраля открылась выставка «Harper’s Bazaar. Premier magazine de mode», посвященная истории первого из больших фэшн-журналов. Открылась и тут же практически закрылась из-за эпидемии, проработав буквально несколько дней. Выступая в модном сейчас жанре обзора выставок, которые почти никто не успел увидеть, мы, успевшие, рассказываем, как то, что выглядело оммажем знаменитому изданию, на деле оказалось наглядным пособием по истории моды XX века.
Первое, что видишь, заходя в новое, только что отреставрированное на деньги американских филантропов Стивена и Кристины Шварцман крыло Музея декоративного искусства,— это фламандский гобелен начала XVI века L’Astronomie. Гобелен очень красивый, но, казалось бы, не особенно имеющий отношение к истории моды вообще и Harper’s Bazaar в частности. Экспликация рядом на стене поясняет нам, что Harper’s Bazaar не был совсем уж первым модным изданием, до него весь XIX век активно циркулировали модные газеты, gazette, появившиеся еще в веке XVIII. А до них, буквально с первых дней изобретения печати, существовали инкунабулы, которые, конечно, не были посвящены моде, но освещали такие важные и для моды предметы, как сезон, цикл и период, то есть знаки времени и его цикличности, рассказывая о движении планет, различных небесных и земных эффектах и их символическом смысле, но также показывая в своих иллюстрациях примеры костюма. Тут вспоминаются альманахи XVI века, и в частности знаменитый «Пастуший альманах» 1492 года, из иконографии которых и пришел сюжет «Астронома» с его аллегорическими фигурами Астрономии, ученого и пастухов.
Это спекулятивное объяснение звучит эффектно, но не сильно проясняет выбор кураторов, пока рядом не увидишь маленькую черно-белую фотографию комнаты для рисования в доме Кристиана Диора на бульваре Жюль-Сандо, снятую в 50-е,— там на стене висит именно этот гобелен, который потом попал в коллекцию гётеборгского Музея Рёхсса. У Кристиана Диора были особые дружеские отношения с Кармел Сноу, легендарным главным редактором Harper’s Bazaar, именно она воскликнула после первого показа Диора 12 февраля 1947-го: «Your dresses have such a new look!», дав название стилю будущей декады. А у Harper’s Bazaar, соответственно, были особые отношения с домом Christian Dior, находившим поддержку на его страницах. Но совсем тепло становится, когда Эрик Пюжале-Плаа, куратор выставки «Harper’s Bazaar. Первый журнал мод», рассказывает, как возникла