«Время работает на тебя»: Хавьер Бардем об актерской зрелости, честных эмоциях и долгих разлуках с Пенелопой Крус
Новая работа Хавьера Бардема — «Неизбранные дороги», драма британского режиссера Салли Поттер, где актер играет в дуэте с Эль Фаннинг. В нем рассказывается об одном дне из жизни писателя Лео и его отношениях с подрастающей дочерью Молли и всех упущенных шансах взрослого человека. Алиса Таежная поговорила с 50-летним Бардемом о силе жизненного опыта, актерской зрелости и всемогущем Аль Пачино.
В фильме «Неизбранные дороги» вы играете отца, его отношения с дочерью — главная сюжетная линия. Вашего героя зовут так же, как вашего сына — Лео. Вы перенесли какой-то отеческий опыт на съемки?
Да, имя Лео было в сценарии с самого начала, и оно меня, если честно, очень насторожило. Я получил сценарий и сразу обратил внимание на роль, которую никогда не играл, — и тут в сценарии увидел имя моего ребенка и немного опешил. Но я сторонник того, чтобы обязательно отделять личный опыт и собственную боль от того, что проживает персонаж.
Когда я был моложе, я, как многие актеры, любил играть на собственных травматичных переживаниях, хотел испытывать боль во время игры. «Где же моя боль? Как мне сделать чувства видимыми?» Но потом я понял, что сломаю я палец или нос, это не сделает мое исполнение лучше. Важно работать с воображением. И если вы на правильном пути, чувства из глубины выйдут сами и будут выглядеть органично. В актерской игре нельзя держаться за боль, которую приносят воспоминания, надо обязательно пропускать их через себя и давать течь дальше. Для проживания личного опыта есть психотерапия.
Вы соотносили себя с персонажем — писателем, который болеет деменцией?
Слава богу, нет. Среди моих друзей и членов семьи не было тех, кто прошел через подобное. У деда с материнской стороны была болезнь Альцгеймера, но я тогда был очень маленьким и ничего не помню, кроме того, что он почти неподвижно сидел на диване. Дед всегда тепло относился к другим, но в его синих глазах читалось, что он даже не понимает, где он и кто я такой.
У моего героя в фильме не Альцгеймер, а деменция, а это совершенно другое заболевание: как мне сказали врачи, оно случается с молодыми людьми начиная с 25 лет — и тут я нервно сглотнул. Я отправился в медицинский центр Бильбао и познакомился с такими пациентами, врачами и их родственниками — со всей тяжестью этого заболевания, наполовину генетического, наполовину результата несчастливого совпадения. Иногда пациенты были вовлечены в разговор, иногда отсутствовали вообще, но вели себя по-разному — могли быть жестокими, забавными, эмоциональными, дерзкими, смеющимися. И их энергия расплескивалась вокруг. И к этому надо быть готовым. Пациенты с деменцией моложе: у них больше сил, они не понимают, что с ними происходит, и не держат свои чувства в себе.
Киносъемки — это всегда момент полной концентрации. Как вы держитесь в таком напряженном расписании?
Съемки последнего фильма заняли 20 дней: 10 дней в Нью-Йорке, пять в Мексике и пять в Греции. Не тот срок, чтобы многое планировать и долго раскачиваться. И в такой ситуации очень важна точность и актерская поддержка. Эль Фэннинг — молодая и невероятно талантливая актриса — половину времени была со мной: отважная, сильная и страховавшая меня в каждой сцене. Она давала мне свободу и одновременно уверенность. Мне надо было играть живого человека, который чувствует что-то настоящее, но не может донести это до других — мне важно было работать и с мимикой, и с движениями.