Границы открыты!
«Железный занавес» рухнул – и к нам хлынул поток заграничных товаров, а мы сами восторженно хлынули «к ним» – и за вещами, и связи налаживать. И это привело к появлению новых профессий.
К радости от вида заваленных товарами прилавков примешивалась и горечь: в 90-е страна узнала, что такое безработица. По официальным данным, в то время было 1,5 млн безработных, по неофициальным – 5–6 млн. Вспоминать об этом не хочется, но как иначе понять, что происходило тогда и как нам строить жизнь сегодня.
Нас не проймешь!
Пожалуй, нам нет равных в умении приспосабливаться и выживать в тяжелые времена.
Побурчим-побурчим на кухне, возьмем баул да и отравимся за тридевять земель – товар закупать и семью спасать. Так появилась странная профессия «челночник». В огромных клетчатых сумках люди везли с оптовых точек (заграничных и столичных) на рынок одежду, посуду, косметику... Не от хорошей жизни люди шли и в коммивояжеры-«мешочники»: ходили по предприятиям или по улицам и впаривали все что только можно – от нижнего белья и сковородок до чудо-пилюль. Так у нас зарождался сетевой маркетинг.
Одни оказались на грани выживания и пытались добыть хоть копейку, другие (новые русские) стремительно богатели, соря деньгами направо-налево – строили дома и бани, делали евроремонты с золотыми унитазами, предоставляя при этом работу тем, кто в ней так нуждался. В том числе и широкоплечим качкам – надо же было охранять особняки и их хозяев (ну, про разборки не будем). Так «штучная» профессия телохранителя пошла в народ.
Спецы – вперед!
НА волне развивающегося предпринимательства резко вырос спрос на высоко профессиональных специалистов. Множество открывающихся фирм нуждались в бухгалтерах и экономистах – кто-то же должен был рассчитывать бюджеты, уходить от налогов и скрывать прибыль (теневая экономика процветала!). Потребовались и юристы: несмотря на хаос в стране, законы никто не отменял.
Новые русские неожиданно стали обращаться к услугам резко обнищавших преподавателей, нанимая их детям в качестве репетиторов.
Границы открылись – предприниматели рвались за рубеж, и востребованными стали переводчики. Они участвовали в переговорах с иностранцами (многие «кошельки» не владели языками) и в производстве пиратских видеокассет. Начали открываться и первые турфирмы – люди жаждали посмотреть мир.
Повсеместно появлялись компьютеры, и на первый план вышли программисты и системные администраторы. Молодежь, как ей и свойственно, быстро осваивала новые технологии. А вот старшему поколению пришлось несладко: чтобы сохранить работу, люди, ворча и ругаясь, потянулись на курсы компьютерной грамотности.
Двигатели рынка
Новые товары и услуги надо было донести до широких масс потребителей – рекламные фирмы росли как на дрожжах. Потребовались те, кто может придумывать убойные слоганы, создавать видеоролики и макеты «под клиента». Рынок СМИ резко стал расширяться: издавались новые журналы и газеты, в том числе рекламные.
А хорошенькие девушки рванули в модели и хостес (это те, кто встречает гостей при входе в отель, ресторан). Тут же материализовались и фэшн-фотографы: постановочные съемки – это вам не фото для газеты или на паспорт. Мир сильно менялся – и мы вместе с ним.
Ушли в виртуал
Сегодня многие могут зарабатывать не выходя из дома – был бы Интернет. Как показал опыт, это могут и телеведущие, и преподаватели – все больше профессий «уходит» в Сеть.
Блогер – это не просто человек, который ведет страничку в Сети. Он упорно трудится над созданием своего «авторского проекта»: создает тексты, фото и видеоматериалы – так, чтобы его блог привлекал подписчиков и приносил деньги.
Веб-копирайтер – пишет в онлайн-режиме тексты на заказ (то есть рекламные), которые призваны стимулировать рост продаж или популяризировать какой-то товар, услугу, компанию.
SEO-специалист – занимается продвижением сайтов в Сети, стараясь как можно больше увеличить трафик – привлечь посетителей, а значит, и возможных покупателей.
Веб-дизайнер – можно сказать, что это художник-технарь. Он проектирует веб-страницы и отвечает за их художественное оформление (внешний вид сайта, расположение блоков, кнопок).
SMM-специалист – занимается продвижением, раскруткой компании, ее бренда, товаров и услуг в социальных сетях.
Таргетолог – занимается созданием рекламы для конкретной аудитории. Таргетированную рекламу обычно создают в соцсетях и поисковиках.
Разработчик игр – придумывает концепцию, сюжет игры, визуальные эффекты, анимацию, звуковое сопровождение. Очень интересная и увлекательная профессия!
Дизайнер интерьеров – современные компьютерные программы позволяют ему тоже работать удаленно. Причем это касается даже ландшафтных дизайнеров!
Онлайн-консультант – отвечают клиентам (через чат на сайте или перезванивают на оставленный человеком номер телефона) на разные вопросы, которые касаются тематики их сайта, помогают решить проблемы или оформить заказ.
Ведущие вебинаров – проводят онлайн-занятия и тренинги, презентации. Спикерами могут быть бизнес-коучи, психологи и другие эксперты. Рынок профессий стремительно развивается. Нам надо держать руку на пульсе, постоянно пополнять свои знания и быть готовыми подстраиваться под реалии, чтобы оставаться востребованными.
Профессии будущего
Британские исследователи просчитали, какие профессии будут востребованы в будущем.
По их мнению, к 2030 году нам потребуются:
- специалисты по созданию искусственных органов;
- космические архитекторы и пилоты;
- специалисты по изменению климата;
- разработчики альтернативного транспорта;
- психологи и социальные работники в соцсетях;
- специалисты по утилизации информации;
- хирурги, «увеличивающие» память;
- специалисты по карантину (уже востребованы!);
- брокеры банка времени.
Фото: Dmitriy, Africa Studio/stock.adobe.com; ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl