«Выживание — дело добровольное»: бизнесмен Сергей Рыжиков о новой бизнес-культуре после кризиса
В новом выпуске Forbes Карантин мы поговорили с Сергеем Рыжиковым — сооснователем компаний «Битрикс» и «1С-Битрикс», которые занимаются разработкой онлайн-сервисов по управлению бизнесом, что особенно актуально сейчас для огромного количества компаний. Сергей рассказал, выигрывает ли его бизнес от кризиса, будут ли компании массово переходить в режим онлайн и послужит ли карантин толчком для формирования новой бизнес-культуры.
Сергей, здравствуйте. Как коронавирус повлиял на компании, с которыми вы работаете, и на вашу компанию?
Мы продаем на весь мир, и было видно, как каждая страна входит в эпидемию. Когда объявляют карантин, первое время, по сути, все парализовано. А через 2-3 недели всем становится понятно, что это надолго, и надо научиться работать в этих условиях. Начинается взрывной рост. Для многих компаний мы стали панацеей или решением в этой истории. В каких-то моментах мы стали очень важной опорой для компаний. Мы это понимаем и всячески стараемся отвечать и поддерживать клиентов.
У вас, наверное, выросло количество клиентов, и вы себя сейчас чувствуете хорошо, правда?
Меня спрашивали однажды: «Является ли для Вас это выигрышной ситуацией?» В целом, я, наверное, не могу так сказать. Я бы, конечно, предпочел, чтобы все развивалось спокойнее и системнее. Я не думаю, что все это очень хорошо и благостно для клиентов. Причем мы видим, что многие клиенты испытывают сложности. Но есть и очень большой приток новых клиентов, хорошая динамика роста. У людей меняются привычки. Я считаю, что тут мы все сэкономили несколько лет на то, чтобы стать более мобильными и стать онлайн-бизнесами. В этом смысле это огромный плюс для всех нас. У нас сейчас действительно, у нас очень большой рост. Практически по всем странам мы растем — рост от 50% до 100% и даже больше.
А что за страны?
И Россия, и бывшее постсоветское пространство, и США, и европейские страны. Вообще, везде, где у нас была сильная позиция, у нас очень большой рост. Бразилия хорошо растет, отлично растет весь испаноговорящий мир. Отлично, больше 100% растет Польша и Германия. Это достаточно сложные раньше для нас были рынки, но сейчас показывают прекрасную динамику. Во многих странах Bitrix24 включен в набор инструментов, которые рекомендуются для удаленной работы. И это тоже помогает. И, наверное, большой плюс то, что мы сделали бесплатную версию, не ограниченную по пользователям. Это привлекло много компаний. Это для них помощь, они могут начать работать удаленно без затрат.
Приходится увеличивать штат?
Мы сейчас набираем, но по определенным дисциплинам, в первую очередь, в международную команду. Мы, наконец-то, смогли закрыть позиции по языкам, в которых у нас раньше был большой дефицит: португальский для Бразилии, испанский, немецкий. В Польшу взяли нового человека. Мы набираем по-прежнему разработчиков. Не могу сказать, что в том же темпе набираем, но набираем и много набираем.
То есть, у Вас сокращений, увольнений не было в компании?
Целенаправленных нет. Хотя, честно говоря, хочется воспользоваться случаем, но команда собралась. Многие понимают, что эта ситуация — это не только пандемия и не только вирус. Мы в начале очень большого кризиса, и для многих людей это стимулирующая история, объединяющая, заставляющая активнее и четче работать.
Раньше для многих переход на удаленную работу был осознанным, продуманным шагом для удобства работы. Но сейчас это вынужденная мера. С какими проблемами зачастую сталкиваются ваши новые клиенты?
Это проблемы первого этапа, когда перешли на удаленку и только начали работать внутри Bitrix24. Сначала оказывается, что у кого-то нет нормального интернета, как это ни банально. То есть, он устраивал, но для видеозвонков, например, не подходит. Техника, оборудование — это первая неделя. Следующая — это формирование новых привычек. И многие клиенты говорят, что утренний, вечерний созвон с видеосвязью объединяет команду. Клиенты вырабатывают новые правила. Компании обрастают новыми привычками, привыкают работать с видеосвязью. Я даже советую клиентам делать видеозвонки без предупреждения — так же, как в офисе мы подходили к человеку, отвлекали его и просили его участия. В итоге формируется новая культура компании, к ней привыкают. Что самое удивительное, компании видят в этом очень много плюсов. Руководители среднего звена или топы рассказывают: «Слушай, а вообще-то это удобно. Раньше мне нужно было искать переговорку, собирать людей, 15 минут уходило на то, чтобы «войти в встречу». Сейчас звонок, за 15 минут мы все обсудили. Я за час столько успеваю сделать, это фантастика». Я думаю, такие моменты обязательно останутся, как часть новой культуры, даже когда компании соберутся опять в офисе.