Как пандемия повлияла на цифровизацию индустрии культуры и искусства
Кажется, что слово «цифровизация» применимо только в связке с экономикой. Однако с недавних пор и сфера искусств смело шагнула в «цифру». О переходе музеев в онлайн-формат рассказала международный арт-дилер и независимый эксперт в области арт-диджитала Екатерина Шнайдер
Гаджеты: от отрицания до жизненной необходимости
На сегодняшний день гуманитарную сферу невозможно рассматривать в отрыве от технологического прогресса. Еще полгода назад разделение лагеря на сторонников и противников диджитализации в сфере образования и культуры было неравным. Люди консервативного блока призывали бросить телефоны и идти в музеи, на концерты, встречаться с друзьями лично, а не в чате, не пользоваться гаджетами в школах и институтах и вообще жить в реальном мире. И тут наступила пандемия, а вместе с ней и повсеместная изоляция.
Стало очевидно, что без цифровизации всех отраслей экономики не справиться. Невозможно не общаться, не делать покупки, не развлекаться, не развиваться, не работать, не творить, не учиться.
Мировой опыт показал, что гуманитарный сектор оказался слабо подготовленным к полному переходу в диджитал-пространство из-за определенной доли консерватизма и инерционности. Условно культурное сообщество можно разделить на два лагеря: один выступает за классическое потребление контента, а второй — за продвижение и популяризацию технологического прогресса и инноваций: создание новых форм взаимодействия с произведениями искусства и его дистрибуции. Пандемия перевернула взгляды на то, что гуманитарная сфера не нуждается в новых технологиях, и показала, что нуждается как никогда. Чем больше информации сейчас будет оцифровано, тем больше сохранится культурного наследия для будущих поколений.
Но нельзя воспринимать цифровизацию гуманитарной сферы исключительно в рамках оцифровки. Все чаще мы слышим про понятие soft skills, но не все до конца понимают, что это. Культура, искусство в широком смысле слова и всестороннее с ним взаимодействие как молодого поколения, так и социума в целом развивает эмоциональный интеллект — многогранную восприимчивость к миру, адаптивность к непредвиденным ситуациям, умение самообучаться и развиваться как личность в условиях быстро меняющегося мира. Почему бы в новых реалиях нам не научиться воспринимать прекрасное через призму различных гаджетов? Другими словами, выйти из «мыльного пузыря» и «двухмерного плоского состояния жизни» и расширить горизонты сознания.
Тренд на диджитал
Пандемия заставила адаптироваться и прибегнуть к «цифре» всех участников экосистемы: музеи, галереи, театры, концерты и, конечно, зрителя. В течение нескольких месяцев локдауна люди постоянно находились в поисках развлекательного и образовательного контента. Представьте на секунду, сколько человек со всего мира могли бы сходить в Третьяковскую галерею, будь у них развитая инфраструктура, оцифрованные коллекции, 3D-туры на разных языках мира. Или дети могли бы смотреть не только мультики, но, например, оперы. Композиторы — репетировать и в коллаборации создавать новые произведения музыкального искусства. Список можно продолжать до бесконечности.