Не только «Паразиты»: почему корейское кино стало популярным во всем мире и какие фильмы нужно обязательно смотреть
После триумфа «Паразитов» на всех ключевых кинофестивалях сложилось впечатление, что все внезапно обратили внимание на корейский кинематограф. Но в действительности еще со времен культового фильма «Олдбой», оставившего с разинутыми ртами всех посетителей Каннского кинофестиваля в 2003 году, корейское кино систематически завоевывало мирового зрителя. Esquire разобрался, сколько времени корейскому кино понадобилось, чтобы о нем заговорили как о мощном противнике Голливуда, и почему это произошло. Бонусом ― пятерка фильмов корейских режиссеров, стоящих вашего внимания.
Немного истории
В Корею кинематограф пришел на тридцать лет позже, чем в другие страны, — впервые корейцы увидели фильм в 1903 году. Развитие кинематографа совпало по времени с японской колонизацией — в 1910 году Корея стала японской колонией, и японцы использовали корейский кинорынок для производства своих фильмов. Поэтому корейские режиссеры не получали финансирования, а те корейские фильмы, которые удавалось снять, не получали прибыли — все кассовые сборы уходили Японии. У корейских кинематографистов оставалось два варианта снимать кино: копить на съемки самостоятельно или соглашаться с политикой японских студий.
Кроме того, в стране действовала жесткая цензура — корейцам можно было снимать только в определенных жанрах: мелодрама, костюмированная драма и идеологически правильные с японской точки зрения фильмы. Лишь в 1919 году вышла первая по-настоящему корейская картина «Справедливая месть», а в 1923 году вышел немой фильм «Клятва при Луне». Настоящим прорывом стал дерзкий революционный «Ариран» (1926), обозначивший протест против Японии и ее колониализма. После этого корейские фильмы стали появляться все чаще, высказывая недовольство японским режимом.
Япония сжала тиски цензуры, и корейских фильмов стало меньше: шесть фильмов в 1931 году, четыре в следующем году и только два в 1934 году. Через год появляется звуковое кино и выходит фильм «Сказание о Чхун-хян» (1935). Корейцы впервые услышали на экранах родную речь, и это стало надеждой на возрождение национальной культуры. Однако японцы усилили цензуру настолько, что в фильмах было разрешено сниматься только тем, кто говорил по-японски и носил японскую фамилию. В Корею стали привозить больше зарубежных фильмов, у национального кино не хватало ресурсов, чтобы конкурировать в прокате. Во время Второй мировой войны в Корее был снят всего один фильм — «Ура свободе!», он вышел в 1946 году после поражения Японии и капитуляции.
В 1950 году началась гражданская война, впоследствии разделившая Корею на Северную и Южную. В новых реалиях президент Ли Сын Ман отменил налоги для киноиндустрии, а гуманитарные программы из других стран предоставляли Южной Корее свои технологии и оборудование. Так кинематограф в стране расцвел — начался «золотой век» корейского кино. За десять лет число фильмов в год выросло в 23 раза, среди них вышли фильмы «Рука судьбы» (1954), «Коробка смерти» (1955, первый корейский фильм с синхронным звуком), «Провинция Янсан» (1955). В 1960 году выходит культовый триллер «Горничная», шокировавший зрителя откровенностью сюжета и тем, что главной героиней была коварная женщина.