Как стартапы ищут бизнес-ангелов и зачем инвесторы рискуют своими деньгами. Отвечаем на базовые вопросы про инвестиции
Если следить за судьбой стартапов только по новостям и сериалам, их истории успеха выглядят довольно невероятно. Из гаража в миллиардеры, при этом важной частью успеха основателей становятся инвесторы, которые инвестируют деньги с расчетом многократного возврата собственных вложений. Чтобы разобраться в мифах, которые окружают стартап-культуру, мы побеседовали с управляющим партнёром инвестиционной платформы Фонда «Сколково» Skolkovo Ventures Павлом Морозовым и с её резидентами, основателями двух стартапов — Ольгой Зиновьевой (Elementary) и Алексеем Владимировым (VIST Group), — которые работали со Skolkovo Ventures и построили успешные бизнесы.
Когда искать инвестора?
Павел Морозов, управляющий партнёр Skolkovo Ventures
В зависимости от модели развития, стартапы ищут инвесторов на разных этапах. Консервативные в плане привлечения средств проекты долго развиваются за свои деньги, и зачастую это оправданно. Но есть модели, которые подразумевают агрессивный рост и быстрое масштабирование, без которого они просто не взлетят. Такие проекты привлекают инвестиции всё время до продажи стратегическому инвестору.
Алексей Владимиров, директор по стратегии VIST Group с 2014 по 2020 гг.
Сложно найти единый рецепт для всех стартапов, но в основном об инвестициях стоит задумываться, когда идея уже доказала свою зрелость и стоит вопрос о создании бизнеса и масштабировании.
Ольга Зиновьева, основательница Elementary
Одни компании могут сразу генерировать прибыль, а другие нет. Если компания уже зарабатывает, инвестиции нужны, чтобы ускорить процесс. В этом случае грамотный бизнес-план поможет найти лучший момент для поиска инвестора. Если это стартап, который пока ещё не приносит прибыль, но в случае успеха может показать кратный рост, то для правильного развития нужно иметь сумму, которой хватит на 1,5 года деятельности. Если своих ресурсов не хватает — нужно поднимать инвестиции.
Где искать инвесторов?
Павел Морозов, управляющий партнёр Skolkovo Ventures
За последние годы культура работы с проектами на российском рынке сильно выросла. Если 10 лет назад далеко не все понимали, что такое инвестиции, зачем они нужны и через какие инструменты могут быть реализованы, то сейчас все предприниматели понимают, что это такое, какими бывают инвесторы и какой нужен именно им. Одновременно растет доля профессиональных венчурных инвесторов, которые зарабатывают только этим. При этом на рынке всегда будет место непрофессиональным инвесторам, но им сложно попасть в хороший проект.
Ольга Зиновьева, основательница Elementary
Тут тоже важно ориентироваться на конечную цель. Хорошо, когда деньги не только деньги, но и что-то полезное. Если стартап планирует выход на IPO или продажу, нужно искать тех инвесторов, которые могут помочь с этим или в будущем купить проект.
Показательный в этом пример Instamart, в который сначала инвестировал, а потом купил Сбербанк. Для Elementary критично качество еды и ингредиентов, поэтому стартап партнёрится с FMCG, — в акционерах проекта есть производитель индейки «Дамате» и Bonduelle. Если стартап хочет выйти на международный рынок, лучше сразу искать инвесторов там, чтобы крупные иностранные фонды видели, что проект уже с кем-то сотрудничал.
При работе же с непрофессиональным инвестором, у которого опыт небольшой или отсутствует, важно понять, как он будет вести себя при негативном сценарии. Если вы будущий Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — у вас не будет проблем, а он просто заберёт свою долю прибыли. А если все пойдёт плохо? Если у потенциального партнёра уже есть инвестиции, нужно пообщаться с основателями других проектов, чтобы понять, подходит ли вам его поведение. Если это первый проект, нужно поспрашивать про выход из сложных жизненных ситуаций и желательно после проверить факты у других участников событий.