Вопрос психологу: как бороться с информационными перегрузками?
Еще в древней Книге Екклесиаста (по преданиям, ее автор — сам царь Соломон) было написано, что «…много читать — утомительно для плоти». То есть уже тогда задумывались, что важно контролировать поток информации, который мы воспринимаем. Простыми словами, информационная перегрузка — это перегрузка объемом информации, которая поступает к нам через органы чувств.
Одним из первых этот термин ввел в обиход американский философ и футуролог Элвин Тоффлер в 1970 году. Он называл это «сенсорной перегрузкой в Информационную эпоху».
Со времен создания книгопечатания — а впоследствии и телевидения, интернета, электронной почты и социальных сетей — люди постепенно пришли к осознанию, что «передоз» информации может навредить, однако этому не было доказательств.
В 2019 году ученые из Датского технологического университета провели исследование на базе научного журнала Nature Communications и пришли к интуитивно логичному выводу: чем больше информации вокруг нас, тем сложнее нам концентрировать внимание на каждом из информационных сегментов. В частности, поэтому нам кажется, что все великие вещи и произведения были созданы раньше, а сейчас нет ни одной стоящей книги. Сравните: тысячи лет назад существовало всего несколько книг, написанных от руки, но с появлением печатного станка стало возможным их массовое производство. Ну а теперь, в век глобальной диджитализации, книги стали электронными и количество копий каждой из них достигает колоссальных показателей.
Не удивительно, что в стремительно меняющихся реалиях современной жизни, которой присущ режим мультизадачности, мы не можем обстоятельно и вдумчиво изучать что-то одно и уделять достаточно времени чему-то по отдельности: глаза разбегаются и мы не знаем, на чем лучше сфокусировать свое внимание.
Можно выделить следующие причины, приводящие к информационной перегрузке:
1) быстрый рост количества новой информации, производимой обществом;
2) общедоступная возможность легко передавать и делиться информацией через интернет с помощью высокотехнологичных гаджетов;
3) повышение количества доступных каналов получения информации (телефон, e-mail, мессенджеры, социальные сети и др.);
4) стремительно увеличивающееся количество информации о прошлом;
5) противоречия и неточности в доступной информации (относится к термину «информационное загрязнение»);
6) низкое соотношение «сигнал/шум» (чем меньше соотношение, тем больше ненужной для человека информации — так называемого информационного шума);
7) недостаток методов сравнения и обработки различных видов информации;