О библиотеках не принято думать как о бизнесе, хотя по факту они могут им быть

ForbesРепортаж

«В мире постправды многое остается за скобками»: директор Некрасовки — о том, зачем в ХХI веке еще нужны библиотеки и как привлечь туда молодежь

Миша Долгий-Рапопорт

Фото DR

Мария Привалова воглавила библиотеку имени Некрасова в 2016 году и сразу начала менять ее стиль работы. Теперь здесь проводятся регулярные фестивали и другие мероприятия, есть собственная онлайн-площадка. Привалова рассказала, как привлечь людей в библиотеки, в чем особенность работы с подростками, что происходит с библиотеками в регионах и зачем вообще в век интернета нужны книги.

Думать о библиотеках как бизнесе не принято, хотя по факту они вполне могут им являться и заниматься культурным производством по принципу эффективности. За время работы в качестве генерального директора библиотеки им. Н.А. Некрасова Мария Привалова полностью перевела отдел обслуживания библиотеки на самоуправление, сократила число сотрудников на 70-80 человек и снизила расходы почти на 50 млн рублей в год. При этом масштабы работы библиотеки возросли. В месяц Некрасовка проводит в среднем 50-70 мероприятий. Среди успешных кейсов — формирование под ключ библиотеки Московского зоопарка и помощь в переобустройстве библиотеки в Казани. Forbes Woman поговорил с Приваловой о том, как менять эту достаточно консервативную сферу и поворачивать ее лицом к читателю.

Вы возглавили Некрасовку четыре года назад. Скажите, что изменилось в библиотеке за это время?

— Мы с самого начала знали, что мы хотим, чтобы у нас была электронная библиотека, современная и классная, — и вот у нас появилась Электронекрасовка. Нам кажется, что с текстами должно быть удобно и что вокруг этого должны появляться подкасты, стикеры, тесты и лекционные программы.

Работа с мероприятиями за это время тоже превратилась в более осмысленную и системную. Когда мы пришли, тут было целых 2 отдела и больше 20 человек занимались событиями, — их было несколько сотен в год. Но никто из людей вокруг меня не знал, про что они и не слышал про Некрасовку. Мы продолжили набирать обороты. В «докарантинное» время у нас было 50, 60, иногда 70 событий в месяц, при этом они были принципиально по-разному устроены. Это были волонтерские ридинг-группы, языковые курсы, кружки, дискуссионные клубы и так далее. Это были маленькие самоорганизующиеся лекционные программы, которым мы предоставляли площадку, партнерские истории с вузами, издательскими домами, циклы и разговоры о самом разном: о компьютерных играх, об истории испанской литературы, истории еды в культуре.

И одновременно за это время мы поставили на поток производство довольно больших фестивалей. Несколько раз в год в Некрасовке проходит библионочь, когда мы работаем с 6 вечера до 5 утра. В ней участвуют несколько тысяч человек, проводятся DJ-сеты, спектакли, вечеринки и одновременно лекции и презентации книг. В этом смысле все стало технологичнее. То же самое касается и библиотечного обслуживания: мы за это время очень сильно изменили формат работы с книжными фондами.

Насколько новые направления вашей работы пострадали, когда началась пандемия? Как вы смогли подстроиться под новые реалии?

— В отличие от тех учреждений культуры, что оказались в ситуации, когда «хочется коммуницировать с аудиторией, поэтому мы все приходим в онлайн, но мы не знаем, что там делать», у Некрасовки был хороший запас. У нас уже был сайт Электронекрасовка, подкасты, лекции. Мы уже жили в сети, и для нас не было никакого шока в необходимости жить в сети дальше. У нас наоборот появилась возможность сосредоточиться на работе с архивами видео, из которых мы собрали онлайн-лекторий. У нас был довольно большой запас записанных событий, которые мы не выложили в сеть, поэтому мы могли устраивать премьеры онлайн.

Если говорить про нашу библиотечную жизнь в целом, то понятно, что библиотека — это место, куда вообще-то люди приходят за книгами. И понятно, что когда мы в срочном порядке закрылись, стало очень любопытно, чем занять сотрудников. Мы кого-то перепрофилировали, кто-то как раз стал помогать Электронекрасовке заниматься подготовкой оцифрованных материалов.

Когда карантин закончился, у нас в первый же день были сотни людей. У нас были такие два пика в первые три дня, когда люди пришли сдать книжки и быстро взять новые, и было видно, что люди ждали момента, когда можно наконец взять книги. Первую неделю мы работали только на выдачу книг и не пускали в залы. Потом мы стали пускать, и медленно люди стали возвращаться, правда, с некоторой опаской. Если до карантина в библиотеку приходило в среднем 700 человек в день, то в первые месяцы после приходило около 350 человек в день.

Насколько сейчас востребованы бумажные книги? И не выигрывают ли электронные, и сайт вместе с ними, у традиционного формата библиотеки?

— Нет, совсем нет. Штука в том, что, если в библиотеке есть хорошие книги, если библиотека их грамотно ставит на полки, если сотрудники в состоянии поддержать разговор и что-нибудь посоветовать, книжки нужны, их берут. И в Некрасовке растет то, что называется книговыдачей. Буквально обращение книг растет из года в год. Понятно, что мы просядем в 2020 году, как и примерно все на свете просело в 2020 году, но это просто 2020 год и его безумие. А вообще-то люди любят бумажные книги.

Когда мы пришли сюда в 2016 году, мы осенью провели исследование — изучали практики чтения. Это был телефонный опрос москвичей, у которых мы спрашивали, как часто они читают, любят ли они читать бумагу или электронные книги. И люди любят читать бумагу. В целом библиотека и удобна тем, что книги не копятся дома и не занимают лишнее пространство, потому что ты их взял в библиотеке и вернул обратно. Ты не тратишь на них деньги, потому что ты их взял бесплатно и потом вернул. Мы это видим, потому что у нас есть библиотечные точки в торговых центрах. Вокруг людей кормят на фудкорте, им продают вещи, а еще можно взять книгу. Да, это нужно, да, это интересно, да, аудиторией библиотеки становятся люди, которые вообще не собирались это делать. Понимаете, книжки удобно брать, когда есть новинки и когда коммуникация вокруг них приятная. Людям нужны книги, они их любят, они их берут.

Да, у этого есть потолок. В какой-то момент у бумажных книг есть предел, и тогда библиотеки оказываются нужны только какими-то редкими книгами. Но мы еще не добрались до максимума, мы еще пока на восходящей.

Вы очень много говорите про Электронекрасовку. Насколько этот проект, подкасты, лекции, которые вы туда вкладываете, — востребован? Это не излишество для библиотеки?

— Дело в том, что есть такой способ смотреть на мир, когда вся культура — это излишество. В принципе, без всего можно прожить: без театра можно, без музея можно. Не то чтобы мы знаем хоть какой-то способ определить, что обязательно, а что не обязательно.

Библиотеки, как социально значимые институты, — это базовая потребность любой территории. Потому что это про равный доступ к информации. Но все остальное дальше берется, просто исходя из желания сделать библиотеку лучше, которое можно считать излишеством, а можно нет. Если говорить про Электронекрасовку, то нам кажется, что это задача библиотеки, — показывать, каким разным может быть текст, и демонстрировать, что он вообще-то интересен, в том числе старый, в том числе тот, про который вы даже не знали. И мы это воспринимаем как задачу библиотеки — показывать, что что-то любопытно. Что любопытны не только очевидные вещи, а вообще-то любопытным может быть разное, и в этом и есть богатство культуры, богатство текстового наследия. Одна из задач библиотеки — придумывать способы, которыми библиотека показывает, что ее фонды и вообще книжки, тексты — это круто, любопытно, интересно, и с этим удобно обращаться. Вот сейчас, например, мы запускаем еще большой проект на Радио Культура — программу «Радио Некрасовка». Мы называем ее программой о жизни библиотек и книг. Будем говорить и об индустрии, и о процессе создания текста.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях «Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях

«Тайное влечение»: неровная, но живая и чувственная история о взрослении

Forbes
Нелегкая ноша Нелегкая ноша

Когда большая грудь становится поводом для обращения к пластическому хирургу?

Добрые советы
Живые игрушки. Окончание трилогии Живые игрушки. Окончание трилогии

Катерина Мурашова: как мотивировать детей и не навредить

СНОБ
Последние модели известных марок: как умирали «Москвич» и Pontiac Последние модели известных марок: как умирали «Москвич» и Pontiac

Чем заканчивали своё существование знаменитые марки прошлого?

Популярная механика
Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс

«Год в земном звездолете»: что это за эксперимент и почему СССР его скрывал?

ТехИнсайдер
«У сына 6 детей, а у меня ни одного внука»: письмо отчаявшейся бабушки «У сына 6 детей, а у меня ни одного внука»: письмо отчаявшейся бабушки

Психолог помогает героине разобраться в сложной семейной ситуации

Psychologies
Йогурт как биооружие: нужно ли лечить дисбактериоз Йогурт как биооружие: нужно ли лечить дисбактериоз

Существует ли диагноз «дисбактериоз» и от чего нас лечат

Популярная механика
Маленький медведь. Skoda Karoq готовится к наступлению зимы Маленький медведь. Skoda Karoq готовится к наступлению зимы

Чешский кроссовер получил экономичный двигатель

Forbes
Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера

На какие параметры обратить внимание при выборе блока питания

CHIP
Кто и зачем снимает короткометражное кино Кто и зачем снимает короткометражное кино

Что происходит с последним — короткометражным кино

СНОБ
Михаил Галустян. История смешного мальчишки Михаил Галустян. История смешного мальчишки

Главы из книги Михаила Галустяна «Знак отличия. История смешного мальчишки»

Караван историй
Правила жизни Снуп Догга Правила жизни Снуп Догга

Правила жизни рэпера и продюсера Снуп Догга

Esquire
В силу привычки В силу привычки

Для тех, кто давно вместе: вернуть яркие чувства и укрепить отношения

Добрые советы
Присела на уши Присела на уши

Ты устала от жалоб на жизнь, но как отказать подруге?

Лиза
Большая проверка Большая проверка

Как протестировать качество продуктов с помощью подручных средств

Добрые советы
Вдохновляющие книги: 14 бестселлеров, которые могут изменить твою жизнь Вдохновляющие книги: 14 бестселлеров, которые могут изменить твою жизнь

Книги, вдохновляющие на переосмысление мировоззрения и саморазвитие

Playboy
Владимир Дорофеев Владимир Дорофеев

Бывший организатор вечеринок в конце 2020 года откроет коворкинг в 3300 кв.м

Собака.ru
«Все великие художники воруют»: почему большинство российских IT-компаний нельзя назвать инновационными «Все великие художники воруют»: почему большинство российских IT-компаний нельзя назвать инновационными

Крупнейшие российские IT-компании не являются инноваторами

Forbes
Правила жизни Хельмута Ньютона Правила жизни Хельмута Ньютона

Мир совсем другой, когда смотришь на него через видоискатель

Esquire
13 способов выглядеть самым умным на совещании 13 способов выглядеть самым умным на совещании

Изучи, используй и жди прибавки к зарплате

Maxim
10 фактов о Питере Джексоне 10 фактов о Питере Джексоне

Что интересного происходило в жизни повелителя хоббитов и дрессировщика драконов

Maxim
Ненадежный пересказчик Ненадежный пересказчик

Новый сериал Netflix — вольная экранизация повести Генри Джеймса «Поворот винта»

Weekend
Дети алкоголиков: как избавиться от комплекса неполноценности? Дети алкоголиков: как избавиться от комплекса неполноценности?

Дети алкоголиков не умеют по-настоящему ценить себя

Psychologies
«Оглашать не будем» «Оглашать не будем»

Об опознании тела Гитлера и расследовании обстоятельств его смерти

Дилетант
Несъедобное название Несъедобное название

Что не так с эскимо?

Огонёк
Общемировая эпидемия стресса. Почему в моменты тревоги мозг не дает нам учиться — и что с этим делать Общемировая эпидемия стресса. Почему в моменты тревоги мозг не дает нам учиться — и что с этим делать

Как помочь своему мозгу настроиться на учебу?

Forbes
Ученая степень и еще 9 удивительных фактов о Валерии Меладзе Ученая степень и еще 9 удивительных фактов о Валерии Меладзе

Чувственный тембр Валерия Меладзе до сих пор сводит с ума миллионы женщин России

Cosmopolitan
Главное – не победа Главное – не победа

Жизнь устроена так, что в ней не могут побеждать все

Лиза
Два года назад я ушел с офисной работы. Вот 11 плюсов, которые дало мне предпринимательство Два года назад я ушел с офисной работы. Вот 11 плюсов, которые дало мне предпринимательство

Предпринимательство — настоящий оазис, островок свободы и изобилия

Inc.
Рошин Мерфи Рошин Мерфи

Певица, 47 лет, Арклоу, Ирландия

Esquire
Открыть в приложении