5 порнофильмов, которые больше, чем порнофильмы
Что снимал Энди Уорхол, хвалил Роджер Эберт и как порнография спасала тропические леса
Популярная культура всерьез взялась за порно: в прошлом году HBO закончил показывать «Двойку» Дэвида Саймона о Нью-Йорке времен эпохи порношика, недавно на Channel 4 вышли «Трудовые будни» — комедия о порнозвезде в лучших традициях английского реализма, а на этой неделе в России выходит «Глубже!», где главный герой берется ставить фильм «для взрослых» по заветам Станиславского. Мария Бессмертная вспомнила предыдущие попытки по-новому посмотреть на порноиндустрию и выбрала 5 фильмов, которым это удалось.
Порнофильм, который снял Энди Уорхол
«Грустный фильм». Режиссер Энди Уорхол, 1969
21 июля 1969 года в нью-йоркском кинотеатре Garrick Cinema состоялась премьера «Грустного фильма» Энди Уорхола. Благодаря имени режиссера, который к этому времени был уже настоящей суперзвездой, фильм получил настоящий прокат и запустил кампанию по снятию стигмы с порноиндустрии. В истории кино, в котором демонстрируется несимулированный секс, началась новая эпоха.
Уорхол настаивал, чтобы его фильм, в котором актеры занимаются сексом, обсуждают войну во Вьетнаме, мучаются от скуки и долго глазеют в окно, называли произведением искусства. «Люди фрустрированы сексом, политикой, собственной жизнью — почему бы уже не называть вещи своими именами? „Голубой фильм“ — это настоящее. Это не порнография в ее старом значении. Я, правда, думаю, что фильмы должны волновать и возбуждать»,— говорил он. Индустрия кино для взрослых до «Грустного фильма» находилась в гетто: все этапы производства и распространения таких картин были криминализированы, а до кинотеатров добирались только сексплотейшены — эротические B-movies вроде «Черных кошечек» или «Монашек поневоле». Уорхол предпринял попытку демаргинализовать индустрию порно, и ненадолго ему это удалось.
После премьеры «Голубого фильма» в Америке началась эпоха порношика. Актеры порнофильмов стали настоящими звездами: их сравнивали с Ванессой Редгрейв, про них писали профайлы в The New York Times, а на премьеры порнофильмов ходили Трумен Капоте и Уильям Фридкин. Сам «Голубой фильм» сильно повлиял и на коллег Уорхола: Бернардо Бертолуччи признавал, что без него были бы невозможны съемки «Последнего танго в Париже».
Порнофильм, который заработал $15 млн в прокате
«Дьявол в мисс Джонс». Режиссер Джерард Дамиано, 1973
«Те, кто смотрит порнофильмы и даже ходит на них в кино (пусть и по работе, ха-ха), знают то удручающее чувство, которое иногда посещает во время просмотра — из-за общей безрадостности, мрачной сосредоточенности на механике происходящего и чудовищной эксплуатации актеров. Если уж секс является темой большого кино, то порнофильмам совершенно необязательно быть убогими и бесчеловечными. „Дьявол в мисс Джонс“ — наглядный пример того, что подобные недостатки необязательно присущи жанру» — так заканчивалась хвалебная статья Роджера Эберта о «Дьяволе в мисс Джонс», фильме, с помощью которого индустрия порно в начале 1970-х собиралась революционизировать и себя, и Голливуд.