«Глубже!» — история о том, как Александр Паль «глубокое русское порно» снимал
22 октября в прокат вышла комедия «Глубже!» с Александром Палем в роли театрального режиссера, взявшегося за съемки порно. О том, как этот вульгарный с виду сюжет превращается в интеллигентную пародию на современную культуру — рассказывает кинокритик Иван Афанасьев
Амбициозный, закультуренный донельзя театральный режиссер Роман Петрович (Паль) попадает на ковер к худруку Главного Театра Страны (Владимир Стеклов, до смешного похожий на Романа Виктюка). Тот сообщат, что Рома всех достал своей «высокодуховностью», мешающей работать, и что его заменит куда менее духовный, но куда более эффективный режиссер Хачатрян (Антон Лапенко, герою которого даже не дали имени). Какое-то время Роман («Петрович!» — подчеркнет тот, махнув пальчиком) в отсутствие денег перебивается грибами, собранными в лесу, подрабатывает на утренниках в детском саду и уборкой снега, пока однажды не встречает бывшего однокурсника. Тот, желая помочь нищенствующему товарищу, зовет подменить его на халтурке. Подработка оказывается съемками порно, к которым Роман Петрович готовится по всем канонам Станиславского: гуглит «водопровод», на съемочной площадке серьезно беседует с актерами (Любовь Аксенова и Олег Гаас) и вдохновляет их на поиск метафор «расплескавшейся девственности». Его подход к низкому жанру изменит мир раз и навсегда.
Взглянув на такую завязку, хочется спросить, как дела со вкусом у автора — давно ли он вышел из пабликов MDK и «Орленок», например. Но когда выясняешь, что режиссером выступает один из наиболее остроумных и тонких постановщиков современности Михаил Сегал, становится интересно. Как в любом искусстве, здесь вопрос в доверии. Если зритель доверится, он обнаружит, что, несмотря на обобщения (вне всяких сомнений, это самый «лобовой» фильм режиссера), Сегалу удалось необычайно точно и смешно обрисовать парадоксальную, порой на грани абсурда, тягу русского человека «к глубине». Из такого анекдотичного гэга, на грани дурновкусия, он умудряется снять легкое, приятное и совершенно несерьезное — в лучшем смысле этого слова — кино.