Как основатели фермерского проекта LavkaLavka похоронили бизнес и деньги инвесторов
Бывший журналист «Афиши» и «Сноба» Борис Акимов стал первопроходцем рынка доставки фермерских продуктов: в 2009 году вместе с партнерами он открыл интернет-магазин LavkaLavka и за пять лет превратил его в проект с годовой выручкой 250 млн рублей. В 2017 году выручка компании упала до 27 млн рублей в год, она накопила долги перед сотрудниками и поставщиками и в итоге оказалась в предбанкротном состоянии. Акимов вышел из проекта и перебрался в деревню, чтобы развивать свою ферму и ресторан. Forbes разобрался, почему потухла звезда LavkaLavka и как Акимов намерен реабилитироваться с новым проектом.
Борис Акимов встречает корреспондента Forbes в Переславле-Залесском, небольшом городе в Ярославской области, и везет в деревню Княжево, где живет и развивает бизнес с 2020 года. Часть пути пролегает по участку, который напоминает ралли: машину постоянно кидает из стороны в сторону, а вырывающиеся из-под колес комья грязи покрывают лобовое, заднее и боковые стекла. Это не смущает семилетнюю дочь Акимова Марфу, которая улюлюкает на всю округу, высунувшись из окна. Сам Акимов тоже поразительно спокоен: маневрируя среди гигантских грязевых луж, он увлеченно делится своими успехами: «Мы уже почистили местный пруд, дорогу восстанавливаем. Если бы не наша активность, деревня, скорее всего, умерла бы, как это случилось с соседней».
43-летний Борис Акимов производит впечатление активного, харизматичного человека. В России он известен как сооснователь сети фермерских лавок, онлайн-магазина и ресторанов LavkaLavka, а также масштабных проектов — фестивалей в Териберке и фермерского рынка под Тулой. Последний, впрочем, так и не стал успешным проектом: Акимов с партнерами не смогли выйти на планируемую выручку и в итоге в 2018 году получили десятки судебных исков от подрядчиков и поставщиков. Умерла и LavkaLavka: пока Акимов развивал рынок под Тулой, свои позиции в нише фермерских магазинов нарастил «ВкусВилл». Не выдержав конкуренции, в 2018 году LavkaLavka закрыла большую часть своих магазинов. Последние три перешли к ранним инвесторам компании, Дмитрию Немировскому и Павлу Гриншпуну, которые сейчас развивают их под брендом «Влавке».
После череды неудач Акимов осел в деревне Княжево, где его родители владели 25 сотками земли и старым деревянным домом. Теперь он развивает там ферму с уткам, курами, коровами, свиньями, козами и ослицей Марусей, а также летний ресторан «Еда и ферма». Параллельно бизнесмен строит в Ярославской области сообщество местных предпринимателей и специалистов «Счастливые». Сейчас у него есть свое приложение, где можно найти около 150 пасечников, производителей лоскутных одеял, игрушек, колбасы и сыров.
Правильный выбор
Акимов родился в Москве в семье доктора химических наук и художницы. Кроме него, родители воспитывали еще четверых детей. В 1990-е годы зарплаты ученого перестало хватать на содержание многодетной семьи, и отец Акимова запустил свой бизнес по производству компьютерных чипов. Он не был «сильно успешным», но на еду денег хватало, признается Акимов.
После школы он начал работать журналистом и несколько лет писал для «Сноба», «Афиши», GQ и Rolling Stone. Бизнесменом в 2009 году Акимов стал случайно. Разочаровавшись в качестве товаров в супермаркетах, он увлекся фермерскими продуктами: много ездил по рынкам, общался с фермерами. Прознав про эту привычку Акимова, друзья начали просить его привезти продукты и им. Вскоре он создал в «Живом Журнале» страницу LavkaLavka и стал принимать заказы централизованно. Акимов покупал товары у фермеров на московских рынках и перепродавал с наценкой.
Помогать предпринимателю вызвался друг, IT-специалист Александр Михайлов. Через несколько месяцев к ним присоединился еще один товарищ — Василий Пальшин, который разбирался в продажах. Партнеры зарегистрировали ООО «Лавка», по 35% в котором отошли Михайлову и Акимову, 30% — Пальшину. Акимов стал гендиректором компании и отвечал за продвижение. Операционной деятельностью занимался Пальшин, финансами — Михайлов.
Товары в LavkaLavka стоили в разы дороже, чем в обычных супермаркетах, признается Акимов. Но спрос на них был: к концу первого года работы, с его слов, годовая выручка компании приблизилась к 1 млн рублей. По словам основателя проекта «Ешь деревенское» Ильи Елпанова, LavkaLavka была уникальным проектом, а ее основатели стали первопроходцами на рынке фермерских продуктов: «Он [Борис Акимов] раньше всех заметил этот парадокс: огромное количество жителей мегаполиса пытается сделать правильный выбор в сторону настоящих продуктов. Но при этом эти продукты выбрать сложно, затратно по времени и другим ресурсам, да и порой не из чего».
В 2010 году партнеры запустили полноценный интернет-магазин и первую оффлайн-точку с фермерскими товарами на территории завода «Арма» на Курской. В следующем году бизнес разросся еще двумя представительствами — в Санкт-Петербурге и Калининграде. Продукты LavkaLavka закупала у фермеров со всей России.
Отчетности по ООО «Лавка» в базе СПАРК нет. В марте 2012 года месячный оборот компании составлял 10 млн рублей, рассказывал Акимов «Ведомостям». В конце того же года команда запустила первое кафе с фермерскими блюдами — при лавке на «Арме» (в 2014 году помещение кафе и лавки сгорело), а в 2014 году открыла полноценный ресторан на Петровке.
К концу 2014 года, кроме ресторана и кафе, компания насчитывала четыре розничных магазина. Ее структура приросла новыми юрлицами: «Лавка Кооператив», «Лавка в Питере», «Лавка НН» и «Лавкалавка». Кроме Акимова, Михайлова и Пальшина, в этих компаниях появились и другие совладельцы. Новые точки зачастую в партнерстве с основателями открывали «поклонники LavkaLavka и самого Акимова», говорит Павел Гриншпун, бывший коллега Бориса по Rolling Stone и «Снобу» и один из ранних инвесторов LavkaLavka. В 2009 году Гриншпун, по его словам, вложил в развитие бизнеса 300 000 рублей. По данным СПАРК, в 2013 году он получил 6% ООО «Лавкалавка» (впоследствии его доля неоднократно менялась).
Отчетности по большинству новых юрлиц сети LavkaLavka в СПАРК тоже нет. В 2014 году суммарная выручка проекта составила четверть миллиарда рублей, писал vc.ru со ссылкой на внутреннее медиа LavkaLavka. По словам Гриншпуна, 2014 год стал лучшим для бизнеса: «Компания находилась на хайпе, о ней все знали».
В 2015 году LavkaLavka подписала договор с IKEA и в декабре открыла фермерский рынок в «Меге» в Химках. Все объекты на территории рынка возводились на деньги инвесторов, говорит Гриншпун. Среди них был, например, Евгений Сируль и Дмитрий Немировский. По данным СПАРК, в 2016-2018 годы они стали совладельцами LavkaLavka. Немировский, по собственным словам, вложил в проектах в Химках 7,5 млн рублей.
Разбудить сообщество
В беседе с Forbes Акимов вспоминает, что успех LavkaLavka «драйвил» его и заставлял запускать новые проекты. В 2015 году он решил заняться восстановлением села Териберка в Мурманской области. После выхода фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева оно стало символом российского захолустья, беспросветности и тоски. Посетив село, Акимов, по его собственным словам, захотел превратить его в «райское место» с аквафермами, гостиницами и кафе.