Вадим и Марк Лапины
Вадим Лапин построил Ginza Project, главную ресторанную группу Петербурга начала XXI века. Его сын Марк открыл свой первый проект в 2021-м — и сразу триумф: горожане большинством голосов на премии «Собака.ru» «Что где есть в Петербурге» выбрали Grecco лучшим рестораном года. Лекции Чубайса, фаршированные перцы и микроменеджмент: семейный портрет в интерьере написала продюсер и гастрономический профи Алена Мельникова.
Тяжелый люкс: как начиналась Ginza Project
Марк: Папа, в 1990-х ты был пионером модной индустрии и одновременно импортировал в Россию продукты. Как это все превратилось в империю Ginza Project?
Вадим: Я верю, что человека ведет судьба. В середине 1990-х у меня был магазин брендовой обуви на Невском — Dolce & Gabbana и вот это вот все. А мой будущий партнер Дима Сергеев был тогда моим арендодателем — я снимал у него помещение. Как-то звонит мне Дима из Москвы и говорит: «В столице дикий бум на суши. Как думаешь, сможем прокачать эту тему в Петербурге?» Так началось наше ресторанное дело.
Марк: Вот так просто?
Вадим: Не просто! Потому что мы хотели сделать лучшие суши — не масс-маркет, а тяжелый люкс! Потребовалось большое внимание к деталям. Помещение я нашел рядом с очень модным тогда фитнес-клубом — на Аптекарском проспекте. Из Москвы привлекли поваров — Эдика Кима и Сережу Хана: они работали в «Славянке» (гостиница «Славянская». — Прим. ред.) — на тот момент там был главный ресторан России. Прошло почти двадцать лет, а за отличными суши до сих пор идут именно в Ginza: заведение, с которого и начался Ginza Project.
Марк: Вам удалось невероятное: объединить рестораны от fine casual до хай-класса в один мощный холдинг, собрав все заведения под единым брендом. До триумфа Ginza Project нормальная сеть ресторанов была только у Аркадия Новикова. Это крутой пример, папа, на тебя хочется ориентироваться.
Вадим: Спасибо! Конечно, можно сказать, что Ginza Project у нас с Димой Сергеевым начался с баловства. Но мы втянулись: быстро поняли, что бизнес будет серьезный. Я сам пошел на курсы систем учета r_keeper, чтобы в ресторане все было четко — мимо меня ни одна чашка кофе не проходила. Я и сегодня лично смотрю за всеми расходами, от зарплат до фудкоста. Где-то что-то упустишь и получишь, как говорят одни наши партнеры, «журнал “Итого”». (Cмеется.)
Марк: Фудкост — актуальная тема! Когда ты начинал в 2000-х, те же суши были в новинку. Сейчас все ниши уже освоены, сложно чем-то удивить. Многим кажется, что у молодых сегодня больше возможностей. Наоборот!
Вадим: 2000-е — это такой золотой век для бизнеса вообще. Он был очень короткий, но взрывной. Гости приезжали в наш караоке-ресторан «Джельсомино», выпивали 23 бутылки дорогого розового шампанского, пели пару песен и уезжали. Сейчас тяжело что-то открывать, но ты держишься отлично: твой Grecco — это успех. В 2003 году в первой Ginza собирался весь город. Потом были «Джельсомино», Terrassa и Francesco — с ними мы тоже круто хайпанули! Дальше нас уже стали считать мастодонтами. Теперь рекорды бьют молодые ребята: Дима Блинов в Duo Band, Арслан Бердиев в Birch — я всегда рад за тех, кто своими руками создал бизнес. А у нас с Ginza свои цели — сохранять сервис, качество кухни. Хайповать сейчас должно твое поколение и ты сам: следить за вами мне очень нравится.
Твои рестораны — моя бизнес-инвестиция
Марк: Я очень переживал за Grecco: это мой первый самостоятельный, спродюсированный с нуля ресторанный проект. К тому же других заметных заведений средиземноморской кухни в Петербурге не было — мы собрали сочный микс Греции, Италии, Лазурного берега Франции и Страны Басков. Спустя три дня после открытия очередь из желающих уже выходила на улицу. Но я все равно волновался — вдруг это фейковый успех? Вдруг толпа исчезнет, и мы останемся сидеть в пустом зале? Этого, конечно, не случилось: Grecco нравится гостям по-прежнему и даже больше. На наши завтраки с лепешками из печи и яркими мезе собирается весь город.