История X-COM

ИгроманияHi-Tech

Вердикт

С дороги, агент Малдер!

История X-COM

Евгений Баранов

Давайте признаемся сами себе: если на человечество вдруг нападет инопланетная армада – нам всем каюк. Мы не способны даже ступить своей обезьяньей лапкой на Марс, летающий у нас под носом. Что мы будем делать с флотом, чьи создатели укротили пространство и время, пересекли такое расстояние, какое в человеческой голове и не укладывается? Вяло побарахтаемся и сгинем, потому что столь огромная разница в технологиях обречет нас на милость оккупантов. Как ацтеки пали ниц перед Кортесом, как индейские вожди уступили свои земли американским колонистам. Может, найдутся среди инопланетян хитрецы, которые продадут нам несколько партий оружия будущего, но это лишь отсрочит неизбежное.

Поэтому серия X-COM всегда смотрелась оптимистично, хотя в самой игре мы всякий раз оказывались на краю гибели. XCOM 2 показывает нам Землю побежденную, но готовую собрать силы и дать отпор. Прежде создатели серии не позволяли себе усугубить ситуацию до такой степени – с давних пор XCOM не позволял даже помыслить о сдаче планеты чужакам, хотя варианты рассматривались самые разнообразные.

Ни шагу назад! Позади Земля

В современной игровой отрасли имена братьев Голлоп, увы, успели позабыться. Очень зря – свершения двух британских гениев навсегда изменили лицо пошаговых стратегий.

Всякая закрытая дверь таила за собой смертельные опасности

Идея XCOM зрела долго, очень долго. Джулиан Голлоп, старший брат, заболел любовью к играм в 1982 году, еще будучи школьником. Вопреки этому, он поступил в Лондонский экономический колледж осваивать (боже упаси!) социологию. Его натура долго терпела подобный диссонанс, почти до самого окончания учебы, когда Джулиан бросил эту тягомотину и ринулся писать компьютерные игры. Мысль о тактической стратегии крепко засела в его голове уже тогда, однако образ идеала еще не оформился. Тем не менее первая игра Джулиана Голлопа – Time Lords – заслуженно сорвала овации. История соперничества пятерых могущественных владык времени, меняющих реальность и события грядущего, смотрелась свежо, а игралась здорово. Заметьте, путешествия во времени все еще нигде не реализованы достаточно глубоко, чтобы перестать их сравнивать с перемоткой взад и вперед.

Игра полна отсылок к лавкрафтовским мифам – в частности, мифам Ктулху. Terror from the Deep баловался этим до того, как лавкрафтовщина стала популярной

Джулиан с жадностью воплощал одну идею за другой. В течение нескольких лет он во главе студии Mythos создает плеяду успешных и остроумных игр, каждая из который потихоньку внедряла идеи будущего шедевра. Менеджмент ресурсов в Islanda, тактические битвы в Chaos. Rebelstar Raiders так и вовсе предвосхитила XCOM по ряду пунктов. К работе над следующей пошаговой тактикой примкнул и младший брат, Ник Голлоп. В этом проекте – Laser Squad – идеи развили еще дальше, позволив игроку экипировать отряд самостоятельно.

Не во всякой игре можно сложить в инвентарь тело погибшего товарища. Где бы нанять некроманта?

Вскоре братья приступили к разработке Laser Squad 2, выбрав платформой PC, – прежде же они выбирали иные платформы, будь то «Спектрум» или консольные системы. Но тут вмешались Microprose, которые в то время издавали игры братьев Голлоп. Они потребовали нарастить стратегическую составляющую и перенести действие Laser Squad 2 на Землю. Как это ни удивительно, именно указания Microprose сформировали лицо новой игры.

Акции террора пришельцы все равно устраивали на суше. Не тунца же кошмарить!

Ее переименовали в X-COM: UFO Defense и выпустили в канун нового, 1994 года. Так и родилась легенда.

Игрок становился главой тайной организации. Проект X-COM борется с внеземными угрозами. Причем в игре вы не всесильный генерал, ведущий войну. В ведении игрока впервые оказались финансовые, логистические и политические вопросы. Именно об этом просили Microprose, именно так – метко и ярко – братья Голлоп воплотили абстрактную мысль. Игрок лавировал между земными правительствами, стараясь нигде не потерять финансирование, строил базы, вкладывался в научные исследования и производство оружия.

Дизайн инопланетных рас поменялся – многие, к сожалению, этого не заметили

Когда же пришельцы брались за дело, обнаруживался широчайший полет мысли авторов X-COM. Миссии оккупантов разнились – от безобидной исследовательской задачи до акта устрашения путем массовых жертв, от снабжения базы до переговоров с кабинетом одной из земных стран, чтобы подкупить его и вывести из программы финансирования X-COM. А что это были за сражения! Заботливо снаряженные бойцы – каждый из которых личность! – в пошаговом режиме бились за покой граждан Земли. И здесь приходилось учитывать массу условий: мораль бойцов, очки действия, урон оружия, способности, тактику пришельцев и наличие мирных жителей в зоне операции. Подобная система все еще остается одной из самых сложных, продуманных и привлекательных. Впрочем, менеджмент базы стал бриллиантом не меньшей ценности. Вместе же два режима давали эффект такой сокрушительной мощи, что другим корифеям стратегического жанра, вероятно, стало не по себе.

X-COM научил нас горько прощаться с взлелеянными бойцами. Это не кучка пикселей, это герой планеты и славный парень!

Кроме того, гармония тактических и стратегических элементов давала невероятный эффект правдоподобия, и борьба за родную планету становилась до дрожи убедительной. Все второстепенные детали тоже выполнены на высшем уровне: стильные иллюстрации, простая, но понятная анимация, наш милый земной шарик, висящий в главном окне, – такой уютный и беззащитный. Гармония, атмосфера и убедительность – такие тонкие субстанции удалось укротить братьям Голлоп, и они шли к своему успеху долго, испытывая одну деталь за другой.

К несчастью, после X-COM: UFO Defense они тем же уверенным неторопливым шагом повели свою игру чуть ли не в забвение.

Двадцать тысяч лье под водой

Джулиан и Ник Голлопы не собирались почивать на лаврах – не той породы, знаете ли. Поэтому Microprose в некотором роде разделилась. Основную команду Mythos подрядили лепить нечто вроде спин-оффа по горячим следам, сами же братья приступили к работе над настоящим продолжением.

Тактика массированного огня – вещь эффективная, но неспортивная

Результатом работы рядовых программистов стал X-COM: Terror from the Deep, вышедший в 1995 году. Никто прорыва не обещал, его и не случилось. В сущности, это адаптация X-COM: UFO Defense под нового врага и новые условия. Теперь это инопланетная цивилизация со дна морского, которая в один прекрасный момент решила покончить с сухопутными лысыми приматами. В игре появились подводные бои – весьма занятное нововведение. Поля сражений не просто перекрасили в морском стиле (хотя и на вид оно весьма примечательно), но и изменили рельеф, вывели новых внеземных чудовищ. Игра заметно усложнилась – в том числе и потому, что воевать приходится на два фронта. И потому, что под водой криссалидов заменяли невыносимые тентакли, убившие многим игрокам не один миллиард нервных клеток.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Последнее слово главного редактора

Игромания
Родимое пятно Михаила Горбачева Родимое пятно Михаила Горбачева

Единственная советская инфографика, посвященной родимым пятнам Горбачева

Правила жизни
Без них автоматика слепа Без них автоматика слепа

Помощники человека, способные получать данные за пределами нашего восприятия

Наука и Техника
Путешествия во времени в кино Путешествия во времени в кино

Вспоминаем фильмы о путешествиях во времени

Игромания
Мои инопланетяне! Мои инопланетяне!

Если они прилетели, природа сделала уверенный поворот к приходу весны

Наука и жизнь
Пора хвалить Пора хвалить

Дефицит оптимизма, как нехватка в организме витамина C

Правила жизни
Как заработать фотографией? Как заработать фотографией?

Ты вполне можешь найти у себя в архивах снимки, за которые получишь гонорар

VOICE
Был месяц майя Был месяц майя

«Я в конец света не верю — звучит слишком оптимистично, чтобы быть правдой»

Правила жизни
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Открыть в приложении