Как власти пытались контролировать театральное искусство

ForbesИстория

«Готов снять за любой сомнительный спектакль»: история театральной цензуры в России

Большую часть последних 300 лет в России в том или ином виде существовала цензура. Публицист Василий Легейдо рассказывает, как все это время власти пытались контролировать театральное искусство

Василий Легейдо

Михаил Зичи. «Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II». 1856 год (Иллюстрация DR)

«Самым вредным, самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы, — писал драматург Александр Островский. — Автор, в особенности начинающий, поневоле должен всего бояться. Пришла ему широкая мысль — он ее укорачивает. Удался сильный характер — он его ослабляет, пришли в голову бойкие и веские фразы — он их сглаживает, потому что во всем этом видит причины к запрещению».

Негативные последствия театральной цензуры, которую он считал «строже и подозрительнее других цензур», Островский испытал на себе. Его первую комедию «Свои люди — сочтемся», написанную в 1849 году, цензор по фамилии Гедеонов постановил запретить, поскольку «разговоры грязны», а «вся пьеса обидна для русского купечества». Дерзкое произведение дошло до высших эшелонов власти и привлекло внимание самого Николая I. Император «удостоил» комедию личной резолюции: «Напрасно печатано, играть же запретить».

К середине 1860-х отношение государства к творчеству Островского изменилось — долговечность и популярность многих его произведений убедили цензоров в том, что они достойны быть представлены на сцене. Издание собрания сочинений закрепило за ним репутацию одного из выдающихся авторов своего времени. Только в 1864 году цензура одобрила постановки 22 произведений Островского в разных театрах страны.

Александр Николаевич Островский на репетиции с актерами Малого театра (Фото DR)

Может даже показаться, что сам автор излишне эмоционально высказался об ограничениях, которым подвергались драматурги в Российской империи. Однако в действительности «дозволенность» постановок Островского при Александре II связана не столько со смягчением цензурных органов, сколько с общественной и политической обстановкой в государстве. Говорить о реальной свободе слова и творчества, несмотря на реформы и послабления, по-прежнему не приходилось.

Несмотря на вроде бы привилегированное положение, которое Островский занимал в литературном мире, он сильно переживал из-за притеснений, которым в Российской империи подвергались литераторы. Драматург мечтал о том, что когда-то искусство в его стране обретет свободу от власти, а писатели смогут не задумываться при переложении идей на бумагу о том, как оценят их труд чиновники и бюрократы.

«Чтобы вредныя сочинения на здешнем публичном театре играны не были»

Большинство связанных с цензурой указов, которые выпускали российские монархи с середины XVIII до начала XIX века примечательны тем, что в них практически не упоминаются драматические произведения. Однако было бы ошибкой предполагать, что пьесы не подвергались досмотру на предмет соответствия сформулированным государством критериям. Например, еще в 1780 году цензоры получили указание подробнейшим образом знакомиться с репертуаром московского театра английского антрепренера Майкла Меддокса, «чтобы каковыя-либо вредныя и соблазнительныя сочинения на здешнем публичном театре играны не были». Анализировать пьесы поручили профессору истории, нравоучения и красноречия Чеботареву.

Чеботарев подходил к обязанностям настолько ответственно, что пытался уговорить Меддокса не ставить комедию Дениса Фонвизина «Недоросль», даже после того, как ее премьера состоялась в Петербурге. После долгих бюрократических разбирательств постановка все-таки состоялась.

Цензуре в 1789 году подверглась и трагедия «Владимир и Ярополк» Якова Княжнина, которая 14 лет назад уже ставилась в Санкт-Петербурге, а в 1787-м вышла в типографии столичного Горного училища. «Опять Чеботарев читал между строк и нашел выражения, которые, по его мнению, не соответствовали должному уважению к власти», — отмечает исследователь театра Зильке Бром. Однако с доводами цензора не согласились ни московский генерал-губернатор Еропкин, ни сама императрица Екатерина II. Последняя отстранила Чеботарева и решила, что трагедию, «в которой ничего непристойнаго не усматривается, можно дозволить играть в Москве».

Эрмитажнный театр при Екатерине II (Иллюстрация DR)

«Пьеса могла подвергнуться как бы двойной цензуре: дозволение представить пьесу в театре и разрешение ее напечатать часто не совпадали по времени, — пишет историк театра Зильке Бром. — Цензорское разрешение могло зависеть от разных факторов: места представления и, конечно, от самого цензора, его личности, компетенции».

Часто решение о постановке и публикации той или иной пьесы в конце XVIII века доходило до Екатерины II и зависело от ее личного расположения к автору или произведению. В 1785 году она не согласилась с петербургским генерал-губернатором Брюсом, который якобы обнаружил в «Сорене и Замире» Николая Николаева нападки на императрицу. Екатерина II отмахнулась от донесения и одобрила постановку.

Однако уже в 1793 году от императрицы поступил секретный указ о сожжении за критику самодержавия всего тиража пьесы «Вадим Новгородский» Якова Княжнина, которого раньше ее же вмешательство спасло от цензуры Чеботарева. На столь резкую смену взглядов Екатерины II, вероятно, повлияли события Европе, в частности в революционной Франции, где как раз в тот период пала монархия.

«Екатерина озаконила и упорядочила цензуру, но по обычаю всех самодержавных правителей оставила за собой право верховного цензора, — объясняет историк театра и кино Марк Кушниров. — И она же нанесла первый чувствительный удар российскому театру. До поры до времени она полуискренне исповедовала просветительские взгляды, никто не писал вольнее ее, и надо признать, что она сама провоцировала в образованном сословии гласность и вольномыслие. Все было так, пока ее не напугали пугачевщина и французская революция и не развратила абсолютная власть».

«Малейшее отступление от цензурных рамок влекло запрещение пьес»

В 1804 году Александр I утвердил устав, призванный упорядочить процесс цензуры. Отдельно в нем говорилось о том, как следует проверять драматические произведения: «Рукописные пьесы, представляемые на всех, не исключая придворных, театрах, как в столице, так и в других городах, до представления оными рассматриваются специальными комитетами, а где нет комитетов — директорами народных училищ под надзором местного начальства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Угроза для суставов Угроза для суставов

6 симптомов ревматоидного артрита, с которыми лучше сразу обратиться к врачу

Лиза
3 лучшие книги 2023 года по мнению Билла Гейтса 3 лучшие книги 2023 года по мнению Билла Гейтса

Какая литература вошла в топ-2023 Билла Гейтса

ТехИнсайдер
«Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском «Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском

Сергей Гилев — о том, что не так с современными сценариями

Правила жизни
Про напиток из цикория Про напиток из цикория

Есть время и место для кофе и есть время и место для цикория

Наука и жизнь
Спорт круглый год: можно ли бегать зимой и какая от этого польза Спорт круглый год: можно ли бегать зимой и какая от этого польза

Бегать зимой можно! Нужно лишь учитывать некоторые нюансы

ТехИнсайдер
Премия, которую не вспоминают Премия, которую не вспоминают

Как Юлиус Вагнер-Яурегг был признан за метод лечения прогрессивного паралича

Знание – сила
Победа в умножении: как был создан карманный калькулятор и как он завоевал рынок Победа в умножении: как был создан карманный калькулятор и как он завоевал рынок

История создания, взлета и падения современного карманного калькулятора

Forbes
Расти большой! Расти большой!

Как реагировать на внезапное «мама, у меня болит» от подростка?

Лиза
Слияния без шоков и рисков Слияния без шоков и рисков

Как агрохолдинги растут за счет сделок M&A

Агроинвестор
Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя

Биомолекулярные методы позволяют точнее определять пол древних людей

N+1
«Когда мозг спит: Сновидения с точки зрения науки» «Когда мозг спит: Сновидения с точки зрения науки»

Почему события во снах часто не поддаются логике

N+1
Андрей Пискунов: «ESG-повестка — это пространство безопасной публичности» Андрей Пискунов: «ESG-повестка — это пространство безопасной публичности»

Как будет развиваться ESG-повестка в России?

РБК
Мифы и факты: что открыл Галилео Галилей Мифы и факты: что открыл Галилео Галилей

В чем ошибся Галилей

Вокруг света
Как решиться на смену профессии после 30: личный опыт и рекомендации Как решиться на смену профессии после 30: личный опыт и рекомендации

Как переступить через страх и заняться новым любимым делом после 30 лет?

Psychologies
Как сделать самый стильный YouTube-канал? История проекта «На шуме» Как сделать самый стильный YouTube-канал? История проекта «На шуме»

Что такое «На шуме», почему их стоит смотреть, и чего от них ждать

Правила жизни
Вьетнамская мечта: станет ли Ханой лидером в производстве чипов и кому это поможет Вьетнамская мечта: станет ли Ханой лидером в производстве чипов и кому это поможет

Каковы шансы Вьетнама выбиться в лидеры отрасли по производству чипов

Forbes
Какой камень является твоим талисманом и с какой одеждой его лучше носить: советы стилистов Какой камень является твоим талисманом и с какой одеждой его лучше носить: советы стилистов

Верите вы в астрологию или нет, в камнях есть что-то магическое

VOICE
Польза манго для организма: 8 свойств Польза манго для организма: 8 свойств

Манго не зря называют «великим фруктом» — это сокровищница витаминов и минералов

РБК
Самцы бабочек с умом подошли к выбору размера копуляционной пробки Самцы бабочек с умом подошли к выбору размера копуляционной пробки

Самцы бабочек делали большие копуляционные пробки, когда конкуренция была выше

N+1
Бусидо. Путь самурая Бусидо. Путь самурая

«Бусидо» — кодекс самураев XII века, который постоянно менялся вместе с эпохой

Зеркало Мира
Новый BMW X2 – это X1 в ярких кроссовках Новый BMW X2 – это X1 в ярких кроссовках

Новый BMW X2 в новом кросс-купе стиле вырос во всех направлениях

4x4 Club
«Атом должен быть не солдатом, а рабочим». Кто придумал атомную электростанцию «Атом должен быть не солдатом, а рабочим». Кто придумал атомную электростанцию

Как советский физик Игорь Курчатов повлиял на ядерную гонку между СССР и США

СНОБ
Липома: удалять или нет Липома: удалять или нет

Какие мифы существуют вокруг липомы — доброкачественного образования

Лиза
Импульс укорачивать Импульс укорачивать

Почему нобелевские лауреаты по физике стремились к аттосекундам

N+1
Тренировка табата: комплекс упражнений с фото и видео Тренировка табата: комплекс упражнений с фото и видео

Какие упражнения предлагает табата и почему этот комплекс подходит не всем

РБК
Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского

сын Александра Невского оказался связан со скандинавами и степными кочевниками

N+1
7 интересных сериалов, в которых на первый взгляд ничего не проиcходит 7 интересных сериалов, в которых на первый взгляд ничего не проиcходит

Почему от этих сериалах, которые топчутся на месте, мы не можем оторваться?

Maxim
Зумеры не надеются на пенсию! Вот как молодежь готовится к старости Зумеры не надеются на пенсию! Вот как молодежь готовится к старости

Что такое тенденция «мягких сбережений», которая зарождается среди зумеров?

ТехИнсайдер
«Ты из кошмара пытаешься найти парадоксальный выход — а других просто нет» «Ты из кошмара пытаешься найти парадоксальный выход — а других просто нет»

Режиссер Михаил Местецкий о своем фильме «Год рождения»

Weekend
Илон Маск: «С помощью Cybertruck мы вырыли себе могилу» Илон Маск: «С помощью Cybertruck мы вырыли себе могилу»

Илон Маск — создавать такой автомобиль как Cybertruck крайне сложно

4x4 Club
Открыть в приложении