Энергия вулкана
Obsidian — первая суперъяхта, которую Feadship передала заказчику в этом году. С некоторых пор верфь стала скрывать информацию о текущих проектах и загруженности своих мощностей, чтобы конкуренты не пользовались ею в своих интересах. Зато о планах строить с 2030 года моторные яхты с нулевым углеродным следом Feadship говорит открыто. И уверенно идет к этой цели, не размениваясь на маркетинговый шум. Компания уже, кажется, давно вышла на тот уровень, когда не нужно что‑то долго объяснять и доказывать потенциальным клиентам: если те готовы щедро платить за подлинные инновации, то гарантированно получат желаемое.
Заказчик Obsidian поручил спроектировать лодку, которая по КПД и углеродному следу сможет обойти яхту Savannah. То знаковое в плане экологичности судно Feadship построила всего восемь лет назад и вложила в него все накопленные ноу-хау. С тех пор прогресс, конечно, ушел вперед, но не настолько, чтобы конструкторы рассматривали такую задачку как нечто рутинное. Несмотря на солидный багаж новаторских технологий, они изначально не делали ставку на что‑то «чудесное», а пошли консервативным путем, улучшая все, что можно.
Здесь стоит отметить, что период проектирования Obsidian пришелся как раз на пик пандемии и совпал с активной фазой разработки экологического индекса YETI (Yacht Environment Transparency Index), позволяющего комплексно оценить влияние судна на окружающую среду (см. MBY № 67, 2021). Feadship активно участвовала в деятельности фонда Water Revolution Foundation наряду с другими верфями и научными организациями. В прошлом году компания заявила, что отныне все ее новые яхты будут сконструированы так, чтобы на протяжении их жизненного цикла владельцы могли сравнительно легко переходить на новые виды безуглеродного топлива. Это значит, что на борту предполагаются электрические пропульсивные системы, которые можно сопрягать с генераторами на базе ДВС, аккумуляторными батареями и/или топливными ячейками. В итоге Obsidian стала одним из первых модельных объектов, где YETI применили на практике.
Техника
Поскольку пока закрыть все энергетические потребности 85‑метровой яхты топливными ячейками довольно сложно, основное горючее для Obsidian — биодизель из поступающих в отходы гидрогенизированных растительных масел и жиров (HVO). Он широко используется для заправки автомобилей и тепловозов, массово производится в Европе и США и хорош тем, что его можно смешивать с обычной соляркой в любой пропорции. Если же использовать его в чистом виде, то можно сократить выбросы парниковых газов до 75% по сравнению с дизелем, полученным из нефти.
Помимо этого, конструкторы предельно оптимизировали обводы Obsidian для диапазона крейсерских скоростей и сделали все возможное, чтобы лодка получилась сравнительно легкой для своих габаритов. В бюро De Voogt Naval Architects, которое работает исключительно на Feadship, спроектировали относительно узкий и приземистый корпус, а также интегрировали карбоновые элементы в надстройку из алюминиевого сплава. Например, из углепластика сделаны свесы палуб в корме: они облегчают конструкцию и не требуют опор, которые ограничивают свободу планировки.