В одну черную, черную пятницу…
Что такое синдром упущенной выгоды и как нас заставляют покупать ненужное во время распродажи года. Дадим советы, как в «черную пятницу» найти вещи с реальной выгодой
Из истории
Доподлинно известно, что родина «черной пятницы» – США. А дальше… история такая же темная, как и название. Наиболее достоверной выглядит версия, что после Дня благодарения (четвертый четверг ноября) в начале XX века многие компании резко снижали цены. Люди пользовались этим, чтобы купить подарки к Рождеству. Продажи резко ползли вверх. А тогда в учетных книгах доход отмечали черным, убыток – красным.
Так или иначе, пятница после Дня благодарения стала днем массового шопинга. Сначала акция проводилась только в пятницу, а потом распространилась и на выходные.
Кстати, американцы в эти дни стараются брать отгулы, чтобы с раннего утра штурмовать торговые центры. Но в США в «Черную пятницу» действительно можно купить технику по смехотворной цене.
Постепенно производители разных товаров по всему миру подхватили американскую идею и начали проводить глобальные распродажи в своих странах. В Россию «Черная пятница» пришла в 2013 году. Правда, распродажу тогда устроили на неделю позже, чем во всем мире. Сегодня даты распродажи тоже размыты, и часто выгодные цены – просто фикция.
Синдром упущенной выгоды
Примерно за месяц до распродажи продавцы начинают «подогревать» покупателей: напоминать, что совсем скоро их «лучшие предложения» будут доступны всем. И чем ближе день Х, тем интенсивнее становятся намеки. Так маркетологи формируют у целевой аудитории синдром упущенной выгоды – FOMO по-английски (fear of missing out – страх что-то пропустить). И если в контексте жизни, возможно, действительно есть ситуации, которые оправдывают FOMO, то в рамках «Черной пятницы» – это абсолютный блеф. С вероятностью 99% скидки на аналогичные услуги или товар будут появляться в течение года и не раз. И, может, даже на более выгодных условиях.
Не загонять себя в это чувство или вытащить из него помогут простые вопросы:
- Действительно ли я нуждаюсь в этой вещи в данный момент?
- Нуждалась ли я в ней месяц, неделю или день назад?
- Сколько я в принципе готова заплатить за то, что мне нужно, без скидки?
Ловкость рук
Есть магазины, которые делают реальные скидки в «Черную пятницу», без предварительной накрутки ценника. Но они, скорее, исключение, чем правило. Обычно перед такими крупными распродажами ритейлеры намеренно повышают цены на свои товары. Делают они это постепенно. Так, что покупатели даже не замечают эти изменения. Кроме того, наценки делают в основном на определенные товары – не самые ходовые. В «Черную пятницу» на них якобы сильно снижают цены, но по факту стоимость остается средней по рынку.
Важно! Товар, приобретенный на распродаже, можно вернуть. Впрочем, как и любой товар, купленный в любое другое время.
Покупаем с умом
Стоящий товар, купленный с хорошей скидкой в период «Черной пятницы», – это не миф. И тебе вполне под силу это сделать. Главное, знать 4 правила, которые помогут не попасться на уловки акции.
Определить бюджет. Этот незатейливый вопрос избавит тебя от последующих сожалений. Чтобы не потратить больше запланированного, желательно заранее либо установить лимит на банковской карте, либо снять определенную сумму наличными, если собираешься на офлайн-шопинг.
Мониторить цены. «Черная пятница» – предсказуемое событие. Акция проходит в 20-е числа ноября, поэтому подготовиться к ней несложно. Подготовка выражается в раннем мониторинге цен на позиции из составленного списка. Такой подход поможет понять, насколько выгодной станет покупка со скидкой.
Действовать по списку. До старта акции желательно составить подробный список необходимых товаров. Причем в начале лучше поставить самые дорогие товары, а разную мелочевку указать в последнюю очередь.
Честно ответь себе на вопрос, что именно тебе хотелось бы купить в итоге и сколько ты готова была бы заплатить за нужные тебе вещи без скидок. Также составь стоп-лист товаров, которые ты не станешь брать даже если скидка на них будет 95-процентной.
Ограничить себя по времени. Реши для себя, сколько времени ты готова выделить на шопинг? Шопинг «до посинения» приближает тебя к совершению необдуманной покупки. Например, установи три часа на покупки – если за это время ты не найдешь ничего стоящего для себя, смело заканчивай покупки, сегодня просто не твой день, даже если это «Черная пятница».
Совет. Самые интересные и качественные товары обычно продают в начале акции. Поэтому бывалые охотники за скидками никогда не ждут лучших предложений по 2–3 дня: они знают – нужных вещей не будет. Советуем следовать их примеру, но без фанатизма.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl