Коллективные неврозы современности: психические расстройства, которыми страдают все
Невроз многие считают современным заболеванием. Но это не так. Например, одна из книг о нервном расстройстве вышла аж в 1853 году. Виктор Франкл — знаменитый психиатр, психолог и бывший узник концлагеря — написал свои труды столетие спустя. Он вывел четыре симптома коллективных неврозов. Изменилась ли ситуация за прошедшие десятилетия?
Публикуем фрагменты из лучших статей Франкла, вышедших в издательстве МИФ в виде книги «Психотерапия и экзистенциализм».
Не занимайтесь самолечением!В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Шок человечества
Одно из наиболее часто цитируемых утверждений Фрейда состоит в том, что нарциссизм человечества трижды подвергался серьезным потрясениям:
- во-первых, в результате учения Коперника;
- во-вторых, в результате учения Дарвина;
- и, в-третьих, в результате учения самого Фрейда.
Можно согласиться с влиянием третьего учения. Но что касается двух других, мы не можем понять, почему объяснения «где» — местоположение человечества (Коперник) — или «откуда» — происхождение человечества (Дарвин) — должны были вызвать у человечества такой шок.
Достоинство человека ничуть не принижает факт, что он живет на планете, которая вращается вокруг Солнца и не является центром Вселенной.
Переживать из-за этого — все равно что разочароваться в том, что Гёте не родился в центре Земли или что Кант не жил на магнитном полюсе. Почему тот факт, что человек не является венцом Вселенной, должен влиять на его ценность и значимость? Почему достижения Фрейда должен обесценить тот факт, что он провел бóльшую часть своей жизни не в центре Вены, а в девятом районе города?
Очевидно, что все связанное с достоинством человека зависит не только от того, где он находится в материальном мире, но и от других причин. Мы сталкиваемся здесь со смешением разных измерений бытия, с игнорированием онтологических различий.
Только для материализма световые годы являются мерой величия.
Коллективный невроз
Мой опыт показывает, что «коллективный» невроз нашего времени характеризуют четыре основных симптома.
1. Эфемерное отношение к жизни
Глобальные конфликты научили человека жить одним днем: он никогда не был уверен, что увидит следующий рассвет. Кажется, что люди находятся во власти настроения, характерного для середины века, лозунгом которого стало: Aprés moi la bombe atomique. Поэтому многие отказываются от долгосрочного планирования или от выстраивания жизни вокруг определенной цели. Современный человек живет мимолетно и не осознает, что при этом упускает.
2. Фаталистическое отношение к жизни
Эфемерный человек говорит: «Бессмысленно планировать свою жизнь». Фаталист говорит: «Планировать вообще невозможно».
Он склонен считать себя игрушкой внешних обстоятельств или внутренних условий, а потому позволяет помыкать собой. Но и сам он тоже абстрагируется, перекладывая вину то на одно, то на другое, что соответствует принципам современного нигилизма.