«Опыт в торговле помогает найти язык с любым родителем»: как я стала воспитателем в детском саду
Многие люди не сразу находят свое призвание. Ольга Мошкова через 15 лет после школы поняла, что лучшая профессия для нее — воспитатель в детском саду. Сейчас она не представляет свою жизнь без маленьких детей. В рубрике #вторая_профессия она рассказала, как по счастливой случайности узнала о своем таланте находить общий язык с детьми, как устроилась в детский сад и где получает образование воспитателя в дистанционном формате.
Кем я училась и работала
Я окончила школу в 2005 году с серебряной медалью. Моей первой учительницей была моя мама. Разумеется, на меня как на дочь педагога возлагали большие надежды: я была обязана быть медалисткой с примерным поведением (с синдромом «отличницы» я продолжаю бороться до сих пор).
После девятого я класса оказалась на распутье: продолжать учебу в школе или получать среднее профессиональное образование (СПО)? На тот момент я мечтала стать милиционером или поваром.
После долгих раздумий я решила закончить 10 и 11 классы, чтобы потом поступить в вуз. Попала в «А» класс, ведь я же дочь учителя и отличница! Это был класс с педагогическим уклоном: большинство учеников планировали связать свою жизнь с педагогикой. Что касается меня, то я в старших классах ни разу не задумывалась о том, чтобы стать воспитателем или учителем. У меня вообще не было четкого ответа на вопрос: «А кем ты будешь, когда вырастешь?»
В школе я увлекалась историей — мне нравилось погружение в древние времена. Именно этот интерес стал основой для выбора направления дальнейшего обучения. Посоветовавшись с родителями, я всё же остановилась на педагогике и поступила на учителя истории с дополнительной специальностью «Юриспруденция» в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И. Н. Ульянова.
Как и многие другие, я поступила в вуз не ради любимой профессии, а чтобы получить «корочку». Да, мы тоже верили в миф «Куда без высшего образования?!». Забегая вперед, скажу — хоть куда!
В 2005 году при поступлении в вуз абитуриенты сдавали вступительные испытания очно: тянули билеты, отвечали в письменной или устной форме. ЕГЭ в школе еще не ввели, были только зачатки в виде так называемого «централизованного тестирования». Плюс один балл мне добавила серебряная медаль.
Я поступила на очное дневное отделение. Учеба мне нравилась. Во время практики на археологических раскопках я познакомилась с будущим мужем: он оканчивал университет, а я — третий курс. На дворе было лето 2008 года, и нам обоим хотелось перебраться в город побольше, где зарплаты выше, а возможности разнообразнее. Возлюбленный давно вынашивал идею переехать в Санкт-Петербург, и я его поддержала. Привлекала романтика фильма «Брат», красивейшая архитектура города и большие перспективы в карьере и образовании.
Сборы были недолгими. В мае и июне мой будущий супруг сдал госэкзамены и защитил диплом, а в июле мы уже переехали. Два туристических рюкзака и две гитары — весь наш нехитрый скарб. Я не планировала бросать учебу: хотела сначала устроиться на новом месте, а осенью вернуться в Ульяновск и решить вопрос о переводе на заочное отделение.
Уезжая в Санкт-Петербург, я продолжала числиться студенткой третьего курса УлГПУ, но с долгом в виде несданной курсовой. Почему-то я была абсолютно уверена, что легко переведусь на заочное обучение и без проблем окончу вуз.
Увы, мои планы рухнули. Осенью того же 2008 года я поехала в Ульяновск. Пообщалась с сотрудниками деканата и узнала, что на заочном отделении есть только платные места. Не особо расстроившись, я решила попытать счастье в вузах Петербурга, но была та же история. Более того, в большинстве случаев мне требовалось пересдать едва ли не половину вступительных испытаний в очном формате с квестом в виде поиска преподавателей, готовых эти испытания принять. И перевести меня могли тоже только на платное обучение.
Я понимала, что пока финансовых возможностей доучиваться нет. Если бы у нас были свободные деньги, я бы обязательно поступила в питерский вуз. Но на тот момент пришлось принять другое решение — устроиться на работу. Из документов у меня был только аттестат об окончании 11 классов.
Моей первой работой в Питере была работа уборщицей! Целый месяц я мыла полы, чистила ковры и протирала пыль. Получала всего 11 000 рублей, но как они мне были дороги! Потом решила найти что-то более основательное.
В октябре 2008 года я устроилась в крупный строительный гипермаркет, знакомый почти каждому петербуржцу. Мне повезло попасть в отдел «Товары для сада», где, среди прочего, продавались детские конструкторы. Это стало крошечным шагом на моем пути к детям (позже объясню, почему). Продавец занимается выкладкой товара согласно планограмме (тот еще тетрис!) и консультированием покупателей по скриптам. Еще я ухаживала за живыми комнатными растениями и рассадой в оранжерее. Это было, пожалуй, самое приятное.
Работать мне нравилось. Всё было интересным, по-настоящему «взрослым». Были программы обучения для персонала, наставничество, поддержка более опытных коллег. Была возможность карьерного роста и повышения квалификации.
Самое негативное в торговле, как правило, — это люди. Все покупатели разные. В строительный гипермаркет они обычно приходят озабоченными — переживают из-за предстоящих затрат и сложностей ремонта. Поэтому основной негатив был именно от работы с людьми.
Мыслей о продолжении образования, а уж тем более педагогического, еще не было. Стояла только одна задача — работать, обеспечивать жизнь и съем квартиры. За 13 лет официальной работы я сменила 10 компаний, заполнила всю трудовую книжку и принялась за приложение к ней.
Я успела побывать продавцом-консультантом, менеджером по продаже сантехники, мерчендайзером в сфере продажи комнатных цветов. «Выросла» от продавца до заведующей магазином, попробовала себя в роли менеджера интернет-магазина и оператора клиентской базы. Попутно приобрела профессию мамы — в нашей маленькой семье в 2018 году появилась дочь, и полтора года я провела в декретном отпуске.
Работа в торговле зачастую предполагает сменный график. У меня были 11— и 12-часовые смены, а вместе с ними — хронический недосып и ощущение, что жизнь проходит мимо. Наверное, поэтому я и меняла работы — искала более удобный график и свое призвание.
Как я решила сменить профессию
Летом 2020 года подруга пригласила меня на дачу. Она была со своей дочкой, ровесницей моего ребенка. Стояла чудесная погода, малышки наслаждались летом, лесом и спокойными родителями. Я моментально нашла общий язык с дочерью подруги: она с радостью шла ко мне на руки, сидела на коленях, запускала ладошки в мои волосы, пытаясь делать прическу. Подруга смотрела на это и недоумевала: «Как ты терпишь чужого ребенка на себе?!» Я задумалась: никакого дискомфорта я не испытывала, наоборот, мне было приятно и весело общаться с девочкой.
Так возникла мысль-идея: «А не пойти ли тебе, Оля, в воспитатели? У тебя же шикарно получается!» С того дня я начала обдумывать этот вариант развития моей жизни. «Комплекс отличницы» тоже не давал покоя — я представляла, как моя дочурка вырастет и станет спрашивать: «А где ты, мамочка, работаешь?» Мне хотелось получить профессию — настоящую, «как у взрослых».