Александр Аузан: В России «две страны в одной»
Девятый международный Форум объединенных культур в Санкт-Петербурге в этом году стал площадкой для обсуждения взаимосвязи роста экономики государства, социальной функции предпринимательства и инвестиционных стратегий с развитием культуры и культурной политики. Дискуссию вел председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Александр Аузан, доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ, председатель правления Федерации креативных индустрий, в большом интервью «Снобу» рассказал, как связан экономический рост в стране с развитием культуры, почему в Японии смена культурного кода стала причиной депрессии и самоубийств, а в Южной Корее — прогресса и процветания. Какой эффект для бизнеса может дать высокий уровень доверия незнакомцам. И что «зашито» в культурном коде россиян.
«Культурный код» — это образное выражение или уже профессиональный термин? Когда мы произносим его, о чем мы говорим?
«Культурный код» — выражение, разумеется, образное. Оно появилось по аналогии с генетическим кодом, и мы вправе употреблять это понятие, если в состоянии его раскрыть, объяснить, что в него входит, декодировать.
Давайте декодируем?
Культурный код — это некоторые ценности и поведенческие установки, которые влияют на экономические явления. Как на глобальном уровне — на уровне цивилизаций и наций, так и на уровне локальном — на поведенческие установки граждан.
Лучшая модель для декодирования сформулирована голландским социологом Гертом Хофстеде. В исследовании социолога всего шесть характеристик: индивидуализм — коллективизм, маскулинность — феминность (в зависимости от того, натиском или гибкостью вы пытаетесь решить задачу), дистанция власти (оценивается отношение к власти как к чему-то сакральному либо как к деловому партнеру), фактор избегания неопределенности — очень важная характеристика, это отношение людей к будущему. И последняя характеристика — терпимость: готовность — неготовность примириться с теми или иными обстоятельствами.
Сейчас за нашей спиной уже 30 лет исследований по этому вопросу, полевая социология, анализ различных моделей культуры, эксперименты. В целом культурные коды, портреты большинства цивилизаций и наций мы себе представляем.
Можно ли изменить культурный код народа какими-то специальными усилиями и как это отразится на экономике страны?
Сначала отвечу про смену культурного кода. Есть интересная работа, которую написал экономист Альберто Алесина. Он изучал, что происходит с восточными и западными немцами после объединения Германии в 1990 году, какие случились изменения, как быстро, каким темпом представители разных субкультур сближаются. Это исследование, изложенное в работе Good bye Lenin (or Not?), показало, что значимые изменения происходят в обществе в среднем за 25 лет — это длина поколения. А конечный, сформировавшийся результат можно увидеть за 40 лет. Этот же срок, кстати, сообщала нам Библия: Моисей именно 40 лет водил по пустыне свой народ, чтобы избавить от воспоминаний о рабстве. Таким образом, сроки целенаправленного изменения паттернов — одно поколение. При этом, если не предпринимать специальных усилий для изменений, какие-то характеристики могут сохраняться веками и тысячелетиями.
И это тоже можно отследить?
Да. Тут приведу пример из лекции, прочитанной на нашем факультете, итало-американским экономистом Альберто Бизином. В XIV веке в Италии свирепствовала чума. Люди в те времена по-разному объясняли себе происходящее и, соответственно, демонстрировали разные реакции. В городах и деревнях, где считали, что чумной яд разносят евреи, на евреев были гонения, а в других городах полагали, что чума — это кара Господня за людские грехи и евреи тут совершенно ни при чем. Проходит 600 лет. Вторая мировая война. Италия оккупирована нацистами, которые пришли «окончательно решать еврейский вопрос». Так вот, в тех деревнях и городах, где в XIV веке обвиняли евреев в распространении чумного яда, в XX веке их выдавали нацистам — а в остальных регионах прятали от немцев и помогали спастись. Бизин говорит, что это ярко демонстрирует «длину культурной волны», она может быть огромной: 600 лет. И Средневековье может проявляться в современном мире совершенно неожиданно.
Теперь о том, можно ли целенаправленно изменить культурный код. Да. При этом действовать нужно очень деликатно. Давайте рассмотрим яркий пример целенаправленного изменения культурного кода страны. В конце XIX века Япония — закрытая, слабая, отсталая, умирающая восточная страна. Ее заставили открыться миру, чтобы европейские державы получили доступ к японскому рынку. Прошли реформы Мэйдзи — японцы приняли абсолютно новые культурные установки, попробовали стать англичанами: стали носить цилиндры, читать Дарвина и Локка. Дало ли это результат? О да! И кстати, Россия, наши предки, первыми этот результат почувствовали, потому что никому не известная восточная страна в военно-морском сражении под Цусимой в 1905 году разбила знаменитый российский флот.