Искусство оживлять: эволюция палеоарта. Часть 1
Разве Кювье не величайший поэт нашего века? Лорд Байрон словами воспроизвел волнения души, но бессмертный наш естествоиспытатель воссоздал миры при помощи выбеленных временем костей. Оноре де Бальзак
На стыке науки и искусства находится один достаточно молодой жанр – палеоарт, или палеоискусство. Так называют изображение вымерших живых организмов – флоры и фауны, а также их окружения. Палеоарт обособился в начале XIX века, когда интерес к окаменелостям перерос в отдельную молодую дисциплину – палеонтологию. Первой работой в этом жанре является картина Генри де ла Беша «Duria Antiquior, более древний Дорсет», созданная на основе находок «принцессы ихтиозавров» Мэри Эннинг.
Суть палеоарта заключается в изображении вымерших животных, растений, окружающей их среды или их остатков в различных графических, скульптурных, литературных или кинематографических стилях. Сюда входит огромный перечень работ: от картин Константина Флёрова и скульптур Кристалл Палас парка до документальных фильмов BBC и романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода».
Основная цель палеоарта – оживить миры прошлого, показать, какой была жизнь до нас с вами. Соответственно, палеохудожники зачастую стараются опираться на научные данные, приближая свои реконструкции к наиболее актуальным на данный момент данным. Однако палеонтология, как и любая другая наука, развивается, из-за чего изменяются представления о том или ином организме. Вслед за ними меняются и представления о реконструкции у палеохудожников, глядя на работы которых, мы можем быстро, а главное, наглядно ознакомиться с развитием науки.
В целом палеоискусство можно разделить на четыре исторических периода: начальный, классический, ренессанс, современный. На начальном этапе (начало – середина XIX века) палеоискусство только-только обособляется, на свет появляются первые реконструкции. Их точность оставляет желать лучшего, ведь научная база палеонтологии только начинает собираться. Работы данной эпохи сейчас представляют интерес в первую очередь с исторической и эстетической точки зрения.
Классический этап (конец XIX – 1969 год) связан с чередой важных открытий, в числе которых – полные остатки динозавров, древних млекопитающих, птиц и первые находки мумий динозавров и предков людей. Под мумиями в данном случае понимаются окаменелые останки мягких тканей, которые сначала мумифицировались, и только потом начался процесс их минерализации. Настоящих мумий, состоящих из «родного» органического вещества, со столь давних времен не сохранилось. Работы классического этапа красочны и знакомы большинству людей. В эту эпоху творила череда прекраснейших авторов – Чарльз Роберт Найт, Герхард Хайльман, Зденек Буриан, Нив Паркер, Константин Флёров. В классический период вымершие животные выходят за границы картинного или скульптурного искусства: в 1912 году в печать выходит знаменитый роман Артура Конан-Дойла «Затерянный мир», а уже через два года кинематограф видит первого динозавра на экране – бронтозавра Герти, оживленную Уинзором Маккеем. 1924–1925 годы дарят нам «Плутонию» Владимира Обручева и первую экранизацию «Затерянного мира» от First National Pictures.
Ренессанс (1969–1990-е годы) в палеоарте обычно называют «Ренессансом динозавров», связывая его с рядом важных находок, изменивших наши представления о динозаврах. Первой такой находкой был дейноних (Deinonychus antirrhopus Ostrom, 1969), который заставил ученых задуматься о родстве динозавров и птиц. За ним последовал ряд находок, сохранивших мягкие ткани, причем находили их как у динозавров, так и у древних млекопитающих и даже членистоногих. Начинают применяться передовые методы реконструкции, вроде сканирования и компьютерного моделирования. В это время творят такие мастера, как Марк Халлет, Джон Сиббик, Роберт Бэккер, Луис Рэй, Дэвид Питерс. В свет выходят «Парк Юрского периода» и «Затерянный мир» Майкла Крайтона, а затем – экранизация дилогии, осуществленная Стивеном Спилбергом. На экраны также выходит «Земля до начала времен», ставшая примером классической американской анимации.
Ренессанс плавно перетек в современный этап. Случилось это в первую очередь благодаря развитию технологий, затронувших как способы создания графических объектов, так и методы изучения окаменелостей.
Современный этап (2000 – н.в.) палеоарта совпал с эпохой, которую ученые назвали золотым веком палеонтологии. Если раньше, например, в период с 1984 по 1994 год описывали 15 видов динозавров ежегодно, то сейчас это число доходит до 50 видов в год. И это еще не говоря о других группах животных, сотнях научных статей, заставляющих нас пересмотреть подход к развитию той или иной группы, ее образа жизни и внешнего вида. Находки мягких тканей, восстановление окраски вымерших животных, раскрытие самых разных тем в палеоискусстве уже вошли в норму. Огромное значение на современном этапе имеет Интернет: теперь художнику достаточно загрузить свою работу в сеть, и она станет видна всем пользователям сразу.
Сейчас есть масса известных палеохудожников. Марк Уиттон, Сергей Красовский, Давиде Боноданна, Джошуа Кнуппе, Мехмет Коземен (Немо Рамджет), Андрей Атучин, Дмитрий Богданов, Габриэль Угуэто – вот лишь часть известных всему миру художников, чьи работы вышли в печати, а ведь еще есть масса авторов, не уходящих с просторов сети.
На протяжении всей истории палеоарта представления о большинстве групп животных и растений менялись неоднократно благодаря новым, зачастую революционным находкам.
Корабль Аммона
Первое изображение аммонитов и белемнитов датируется 1565 годом. Тогда в работе швейцарского энциклопедиста Конрада Гесснера De Rerum Fossilium… была представлена зарисовка их окаменелых раковинок. После него еще одну зарисовку раковины сделал Роберт Гук. Ее можно было увидеть в изданной после его смерти работе Lectures and discourses of earthquakes… вместе с зарисовкой раковины наутилуса. Однако первая попытка реконструировать мягкое тело аммонита была предпринята все тем же Генри де ла Бешем. Взгляните еще раз на его картину. На ней, кроме узнаваемых всеми доисторических рептилий и рыб, изображены и древние моллюски – белемниты и аммониты. И если похожие на кальмаров белемниты выглядят реалистично (даже по современным меркам), то с аммонитами тут беда. Обратите внимание на это странное «насекомое», похожее на стрекозу, плывущее за спиной ихтиозавра. Это и есть аммонит.