Золото в жилах стынет
Представьте винтовой пандус в горной породе, ведущий вниз, на глубину в полкилометра. Тоннель довольно узкий – справа и слева от зеркал нашего уазика до стен не больше 50 см. Главный инженер рудника «Майский» Евгений Белозерских смеется: «Первые дни мне самому было страшновато ездить, но теперь приноровился». Мы спускаемся на нижний горизонт, где сейчас добывают, наверное, самое северное в мире золото.
Последнее коренное месторождение золота в СССР было открыто на Чукотке в 1972 году. Как вспоминает Виктор Лаштабег, в то время возглавлявший Чаунскую комплексную геологоразведочную экспедицию, открыто оно было в мае, поэтому и назвали его «Майским». Первоначально запасы драгоценного металла оценили в 290 т. Месторождение сложное, основная часть руд относится к упорным, плохообогатимым. Было обнаружено около 20 рудных тел протяженностью от 0,2 до 1,1 км, мощностью 2–4 м и глубиной залегания до 800 м, среднее содержание золота – 12 г на тонну руды. В советское время рядом с рудником был построен поселок Майский и предпринимались попытки отработки промышленных схем извлечения металла, однако они оказались неудачными, и месторождение законсервировали. Но в 2000-е появились новые технологии, и в 2009 году компания «Полиметалл» начала строительство нового вахтового поселка, обогатительной фабрики, очистных сооружений и хвостохранилища, а в 2013 году уже был получен первый концентрат.
Вахтовый метод
Вахтовый городок здесь совсем не напоминает приисковые поселки советских времен, которые – давно заброшенные – рассеяны по всей Чукотке. Раньше рабочие жили на месторождениях вместе с семьями, а поселки напоминали, скорее, мини-городки с нормальной инфраструктурой: детскими садами, школами, магазинами. В отпуск люди ездили нечасто, раз в три года – правда, сразу на шесть месяцев. Такой подход делал добычу полезных ископаемых нерентабельной, и большинство приисков закрылось. Новый подход – вахтовый метод. Сотрудники прилетают сюда на два месяца, после чего на месяц – до следующей вахты – возвращаются домой. Практически все самолеты из Певека, от которого до Майского 157 км, заполнены вахтовиками. Да и сам поселок выглядит иначе. Современные здания на сваях соединены между собой закрытыми переходами, и, чтобы попасть из жилых помещений (которые, кстати, больше напоминают гостиничные номера, чем квартиры) в столовую, магазин, прачечную, баню или спортзал, выходить на улицу не нужно. Более того, прогулки на воздухе запрещены: иногда в поселок заглядывают медведи. И никакой избыточной инфраструктуры – только самое необходимое для работы и комфортного пребывания.
Под землю
Изначально на месторождении было найдено два типа руд: первичные и окисленные. Окисленные залегали на глубине до 60 м и добывались открытым способом, поэтому сейчас они уже отработаны. А за первичными надо было идти глубоко под землю. Примерное расположение рудных тел установили еще в 1974–1986 годах – тогда геологи пробурили около 400 разведочных скважин. Золото было, но оно содержалось в упорных сульфидных рудах с вкраплениями драгоценного металла на субмикронном уровне, и долгие годы не существовало рентабельной технологии его извлечения. Сейчас элемент научились добывать методом автоклавного выщелачивания на Амурском гидрометаллургическом комбинате, который также принадлежит «Полиметаллу». Вот туда и поставляется золотосодержащий концентрат с рудника. Работа начинается с уточнения особенностей залегания рудного тела, для чего геологи бурят разведочные скважины с поверхности с сеткой бурения 20x20 м, а также из подземных выработок. Под землей для разведки используется и более современная технология, например рентгенофлуоресцентные анализаторы (РФА-спектрометры), способные мгновенно определять концентрации химических элементов в породе методом рентгеновской флуоресценции с точностью до 0,00001%. Это настоящий прорыв в геологии – моментальное получение информации о содержании золота в руде. Затем цифры перепроверяются очень точным лабораторным пробирным анализом.