Кто позолотил яйца
Российские ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц. Вместо серии контрольных мероприятий и упований на спасительный импорт лучше подумать о реальных механизмах расширения внутреннего производства
«Я недавно спрашивал у министра сельского хозяйства, как у него с яйцами. Они говорят, что у них все в порядке. А я ему ответил: вот у граждан наших есть проблемы», — не без горечи пошутил президент Владимир Путин на своей итоговой пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе. Пожалуй, еще никогда министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву не приходилось так краснеть перед главой государства за цены на массовые продукты питания как сейчас за яйца, стоимость которых с начала года выросла более чем на 40%. Чиновник заверил президента, что «все будет хорошо»: скоро начнутся поставки импортных яиц. «Я очень на это надеюсь», — сказал президент, сделав акцент на последнем слове. И заодно сам извинился: «Сожалею и приношу свои извинения на этот счет. Это сбой в работе правительства». Так что же произошло?
Власть подогрела ажиотажный спрос
В самом деле, еще никогда в России так резко не дорожал ни один базовый продукт питания как этой осенью и зимой — столовое яйцо. По данным Росстата, цены на куриные яйца с января 2023 года по 8 декабря выросли почти на 42,4%. Потребители заметили этот тренд еще в сентябре, когда ценники с привычных 70–80 рублей за десяток яиц наиболее массовой первой категории поднялись до 100 и выше. В ноябре Федеральная антимонопольная служба в традиционной для себя манере направила запросы в федеральные торговые сети, требуя разъяснения ситуации. Далее в конце ноября вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу принять меры, направленные на увеличение внутреннего производства мяса кур и куриных яиц, а прокуратура начала проверку производителей, пытаясь выяснить, кто же наживается на социальном продукте.
Но все эти действия властей лишь испугали население: сначала в Белгороде и Саратове, а затем и в других городах возник ажиотажный спрос на яйца, так что прилавки начали пустеть даже в федеральных торговых сетях. А продукт, несмотря на усилия правительства, продолжил дорожать: с 27 ноября по 4 декабря стоимость столового яйца (всех трех категорий) выросла на 4,2% и составила в среднем 116,5 рубля за десяток. С 5 по 11 декабря они снова прибавили в цене — на сей раз на 4,6%. Но это в среднем. А, например, в Краснодарском крае упаковка яиц в отдельных магазинах продавалась уже за 200–250 рублей. По данным Росстата, «цены на яйца куриные в 49 субъектах Российской Федерации выросли на 0,2–5,0%, в 33 субъектах — на 5,1–13,5».
Первыми попытались исправить ситуацию власти Белгородской области, проведя в начале декабря дополнительно четыре ярмарки для продажи яиц по 67 рублей за десяток (против примерно 110 рублей в торговых сетях). Когда стало понятно, что это не помогло, правительство региона, словно вспомнив советский опыт, попыталось ограничить продажу яиц — не более двух десятков в одни руки. «Предприимчивые граждане стали приходить буквально целыми семьями, чтобы купить максимальное количество яиц, — рассказывает заместитель губернатора Белгородской области Юлия Щедрина. — Естественно, из-за наплыва людей возникли длинные очереди». По словам чиновницы, ажиотаж стал следствием «вынужденного решения властей отрегулировать рынок путем запрета», поскольку реальных предпосылок для дефицита нет: самообеспеченность региона яйцом составляет около 200%.
«Я более чем уверен, что ажиотажный спрос на яйца разогнали сами власти, начав массовые проверки торговых сетей и производителей и объявляя об этом публично, словно оправдываясь перед кем-то, — сказал “Моноклю” генеральный директор ЗАО “Птицефабрика „Новороссийск” Владимир Мхитарян. — Вот увидите, через десять-двадцать дней все успокоится. Ведь население же не бунтовало, когда в этом году подорожали топливо и электроэнергия, которыми они пользуются каждый день. Нам вот пришлось даже по просьбе региональных властей временно приостановить экспорт продукции в Абхазию. Уверен, что это не повлияет на цены, но мы послушались». К слову, экспорт яиц из России (в основном в Монголию, Казахстан, Киргизию и Абхазию) стабилен и не превышает 1% от общего объема производства — около 460 млн штук ежегодно. То есть не соседи съели наши яйца. Тогда кто?
Новые программы — новые доходы
В Росптицесоюзе считают, что отчасти виноваты предстоящие праздники, отчасти — малоимущие граждане. «В этом году сложилась аномальная ситуация, когда сезонное повышение спроса перед Новым годом наложилось на рост доходов россиян, следствием которого стало увеличение потребления яиц, — поясняет заместитель генерального директора Росптицесоюза Елена Степанова. — Некоторые категории малоимущих получили социальные выплаты и сразу понесли их на рынок». По данным Росстата, за десять месяцев 2023 года число малообеспеченных граждан сократилось с 17,2 млн до 16,0 млн человек. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения за январь—сентябрь выросли в среднем на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Реальные денежные доходы повысились на 4,4%, реальные располагаемые денежные доходы — на 4,8%.
В Росстате также заметили, что уровень бедности в третьем квартале 2023 года уменьшился относительно того же периода 2022 года на 0,3 процентного пункта (0,5 млн человек), а граница составила 14 392 рубля. «На снижение уровня бедности повлияла реализация адресных социальных программ, направленных на наиболее уязвимые группы населения, а также рост заработных плат и пенсий», — заявили в статистической службе и добавили, что в целом денежные доходы населения в третьем квартале 2023 года достигли 21,7 трлн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 10,3%. «Но наши производители вполне могут удовлетворить растущий спрос, и реального дефицита яиц на рынке нет», — заверила Елена Степанова.