Стартап с домашними питомцами и заявкой на мировое лидерство
Сеть зоопарикмахерских «Грум» запустила первое в России производство профессиональной косметики для домашних животных. Это шаг на пути осуществления дерзких планов компании на международном рынке груминга
Первые 150 рублей за стрижку чужой собаки Дарья Гоц заработала в 1999 году в возрасте 11 лет. Прохожий на улице обратил внимание на ее красивого кокерспаниеля и попросил так же подстричь своего. С тех пор она не только не расставалась с любимым занятием — уходом за домашними питомцами, подготовкой их к выставкам, — но и постоянно получала от этого доход. Стригла по пять клубных собак в день — дома на кухне. Лишь однажды Дарья попробовала изменить себе. В 2008 году они с мужем решили заняться «серьезным бизнесом» и стали брокерами на бирже, за полгода заработали миллион и тут же разорились из-за финансового кризиса. После этого она поняла, что если у нее и есть шанс, то он связан как раз с серьезным развитием услуг в сфере содержания животных горожанами. Нашла бизнес-партнершу и с ней начала открывать в родном Екатеринбурге груминг-салоны, или зоопарикмахерские.
Сегодня сеть «Грум» насчитывает 109 точек — это самый большой груминг-бизнес в России и, как утверждает Дарья, в Европе, с выручкой 154 млн рублей. Хотя, возможно, само по себе это не слишком впечатляет. Картину меняет событие, случившееся на прошлой неделе. Компания «Грум» запустила в технопарке «Университетский» Екатеринбурга опытное производство профессиональной, то есть высококачественной, косметики для животных, потратив на это 60 млн рублей. Это первый подобный проект в России, где 95% рынка зоокосметики занимает импорт.
При этом Дарья Гоц, разъясняя свою бизнес-стратегию журналистам, сообщила, что через три года планирует построить большой завод, добавив еще 200 млн рублей инвестиций. Если на опытных мощностях можно выпускать до 264 тонн продукции в год, то целевой показатель для производства, которое появится к 2026 году, — 1920 тонн. В деньгах речь идет, по ее словам, примерно о двух миллиардах рублей, и это две трети рынка зоокосметики, объем которого она оценивает в три миллиарда.
Иными словами, мы имеем дело с амбициозным стартапом. Довольно скромная по текущим финансовым возможностям компания претендует вырасти на порядок за счет нового для себя и при этом зрелого рынка. Ведь до сих пор продажи зоокосметики через саму сеть «Грум» давали менее 10% ее выручки. Поскольку расчет сделан, очевидно, на импортозамещение, возникает законный вопрос: что такого может новый бренд предложить потребителям, чтобы они предпочли его привычным качественным маркам?
Некультурный рынок
Самое главное в этой удивительной истории, что она не про деньги. Дарья Гоц, похоже, являет собой чистый пример предпринимателя-миссионера, ее базовое целеполагание связано с преобразованием окружающего мира. Детское увлечение собаками и выставками переросло затем в жажду улучшить в целом жизнь домашних животных, насаждая культуру ухода за ними. До середины 2000-х в России практически не было сферы профессиональных зооуслуг.
«Мне было жалко животных, которых стеснялись их же владельцы, держали привязанными на поводке, потому что животные воняли, — вспоминает Дарья. — И владельцы были не виноваты, потому что им просто никто не рассказал, что собака — это дорогое удовольствие, что за ней нужен уход, никто не рассказал, как правильно ухаживать, что собаку нужно мыть раз в месяц и стричь раз в два месяца. Животных было много, а сервиса для их содержания не было, то есть зоомагазины и ветклиники — да, а подстричь, и чтобы это было постоянно, доверяя грумеру, не думая ни о чем, — такого не было».
По ее словам, даже когда появились первые груминг-салоны, из-за отсутствия конкуренции, а главное — дефицита профессионалов на рынке сервис был не на высоте: «Очень часто жестокость была в салонах, потому что грумер один, и, если собака кусается, он ей наподдает: не нравится — можешь больше не приходить. После этого у собаки поломана психика, она боится рук».
Впрочем, и сегодня рынок груминга, хоть он и ушел от того дикого состояния, еще далеко не насыщен. В начале 2023 года сеть зоомагазинов и груминг-салонов «Четыре лапы» (450 магазинов, 23 салона груминга) провела опрос среди 1500 владельцев кошек и собак в разных городах России, который показал, что груминг-услугами пользуются 45%. При этом половина посетителей груминг-салонов делают это раз в год или реже, а регулярно, раз в три месяца, лишь каждый четвертый. Всего, по оценкам экспертов, в стране содержится 65 млн домашних питомцев, то есть рынку очень даже есть куда расти.
В то же время, судя по затратам на груминг-услуги, пользователи этого сервиса отличаются щедростью: каждый пятый платит за уход за своим питомцем и косметические средства для него от 10 тысяч рублей в год, а каждый третий — более 20 тысяч. Самой востребованной услугой является обрезка когтей (более 32%), на втором месте — мытье и сушка, на третьем — породные и гигиенические стрижки, на четвертом — уход за ушами.
Самое бурное развитие груминг переживает, понятное дело, в Москве. Если в середине 2000-х здесь работали единицы салонов, то сегодня их зарегистрировано не меньше тысячи. Существует и «цифровой» формат груминга — агрегатор продажи услуг для животных Petservice подбирает различных специалистов, в том числе грумера, и присылает на дом по онлайн-заявке клиента. На сайте платформы выставлено также предложение, очевидно для регионов, стать их франчайзи, однако данных о наличии реальных партнеров пока нет. Общая выручка платформы составляет 1,7 млрд рублей.