Фантастические твари и где они обитают: как выглядит человек-иноагент
В ноябре в Думу был внесен целый пакет репрессивных законопроектов (об НКО, митингах, выборах и т.д.), из которых всеобщее внимание привлекла идея навешивать ярлык «выполняющего функции иностранного агента» на физических лиц. Чрезмерная реакция на внешние угрозы — самое мягкое, что можно сказать об этой инициативе, считает директор информационно-аналитического центра «Сова», член СПЧ при президенте Александр Верховский.
Официальное объяснение, для чего необходима законодательная новелла о физических лицах-иноагентах, было в понятных словах выражено президентом на встрече с Советом по правам человека: мол, «изобретаются новые способы получения денег из-за границы для осуществления своей деятельности», и надо эти способы исключить. Более того, делается это не ради ограничения прав таких иноагентов, а исключительно чтобы ограничить приходящее через них «вмешательство в наши внутренние дела со стороны иностранных государств».
Надо полагать, в этой же логике объяснимы и другие новации: право Минюста запретить НКО-иноагенту любую анонсированную им программу под угрозой ликвидации, частичное распространение обязанностей НКО-иноагента на всех его сотрудников, возможность присваивать статус иноагента не только людям и организациям, но и незарегистрированным объединениям граждан, то есть, вероятно, любым группам, как они видятся начальству.
Соответственно, противники «ноябрьского пакета» говорят, что так иноагентом может стать просто любой, и власти планируют разделить граждан (и не граждан тоже) на помеченных и не помеченных этим клеймом. Понятно, что добром это кончиться не может, даже если бы пока ограничения для помеченных не устанавливались, — а ведь они уже устанавливаются.
Но чего можно ожидать на самом деле? Видимо, честный ответ таков: это пока неизвестно. Во-первых, все законопроекты будут еще править по ходу принятия: может быть, к худшему, а может быть, к лучшему, а скорее и так, и этак. Во-вторых, практика применения часто не менее важна, чем норма закона. Вот, например, с начала этого года действует норма о «физических лицах–СМИ–иноагентах» (да, именно так), но только она не применяется. Кстати, возникает впечатление, что нынешний проект о физлицах призван де-факто заменить тот как нерабочий, а значит, новый механизм вряд ли будет так же простаивать.
Пока мы можем только рассмотреть ту конструкцию, которая вырисовывается из пакета законопроектов, как они представлены группами депутатов, фактически — комиссией Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела.