Кинотерапия: фильмы как лекарство для души
Талантливо снятый фильм может перевернуть душу и изменить сознание. Почему режиссеру порой за два часа удается то, с чем психотерапевт работает несколько месяцев? Какие механизмы включаются внутри нас, когда мы смотрим кино? И как превратить простой просмотр в личную психотерапию?
История способна творить чудеса. И психотерапевты, и режиссеры часто пользуются этим в работе с метафорами, притчами, образами, сказками, мифами, стихами, личными откровениями. Обратная связь с психотерапевтом по запросу клиента также выдается в виде истории. Да и жизни мы учимся через истории... Ну и еще, конечно, на собственном опыте, который, как известно, «сын ошибок трудных».
Однажды психотерапевт спела мне песню, отражающую суть моего характера. Это точное попадание и помогло мне осознать собственную ситуацию.
Психотерапевт и режиссер, по сути, занимаются одним и тем же — исследуют внутренний мир человека и внешние проявления его переживаний, узнают и раскрывают основные жизненные сюжеты и темы, волнующие человечество. Пытаются постичь жизнь и рассказать о своих открытиях другим.
Но у режиссера, в отличие от психотерапевта, язык богаче, потому что в его арсенале больше возможностей и инструментов.
Режиссер не просто устно передает историю: он создает кинематографическую действительность, используя свет, звук, пространство, движение камеры, объективы, цвет, мизансцены, работу с актерами. Он обеспечивает атмосферу, в которой история работает, воздействует на сознание и подсознание зрителя.
На втором курсе обучения на клинического психолога вместо пары по высшей математике я как-то решила сходить в кинотеатр, и вышла из зала совершенно другим человеком. Это было какое-то оглушительное чувство, как будто меня ударили по голове. Как будто я прозрела, постигнув какую-то правду.
Схожее чувство посетило меня позже, когда я впервые заглянула в глаза своей новорожденной дочери и увидела там нечто невыразимое, о чем принято молчать, а не говорить.
Оглушенность фильмом не проходила еще долго, несколько дней подряд перед глазами всплывали кадры, диалоги, звуки. Это была картина Никиты Михалкова «12», которая открыла мне простую истину: нет ничего страшнее равнодушия. Трудно выделить какой-то отдельный, максимально насыщенный момент. Но, вспоминая монолог Сергея Маковецкого, я до сих пор покрываюсь мурашками.