Сага о Набутовых: семья, по которой можно изучать историю
В семье Набутовых традиции и память — ценность настоящая, не мнимая. Здесь хранят память о великих победах — от войны с Наполеоном до Олимпиады в Мельбурне 1956-го. Передают по наследству подлинные сокровища: простреленный в блокаду томик «Петра I», импортную бритву из Гренобля, обезоруживающее обаяние. Это не сериал «Династия». Это петербургская сага. Сага о Набутовых.
Пролог
Лаконичный стиль в одежде, поставленные голоса, непосредственность и живой ум — под обаяние потомственных журналистов Кирилла и Виктора Набутовых невозможно не попасть. Эта простота обманчива. Дотянуться до их уровня непросто. Причем буквально: рост Кирилла больше 1,90, «крошка-сын» Виктор преодолел отметку в два метра. Отец и сын, а в сущности — ближайшие друзья и коллеги, играючи пересыпают речь семейными анекдотами. Не без гордости вспоминают о первом известном им носителе фамилии Набутов, о бабушке Кирилла, которая была на ты со Сталиным, о деде Виктора, олимпийском чемпионе по боксу. «Внуки должны знать историю семьи. В России это особенно ценно, потому что революция, война и репрессии каждый раз разделяли семьи и обнуляли прошлое», — рассказывает Кирилл.
Том I
Генеалогией Кирилл Набутов интересовался всегда, но всерьез увлекся в нулевые: легко нашел предков по материнской линии до петровских времен, а вот на Набутовых остановился. Первый представитель этой фамилии, чью жизнь удалось проследить по архивным документам, в юности служил в лейб-гусарах и воевал с Наполеоном, а потом был сторожем при царских парках. В Петергофе даже сохранилась караулка, где он нес службу и жил вместе со своей семьей.
Не чужды сентиментальные воспоминания и Виктору Набутову. Его дед по материнской линии был олимпийским чемпионом в Мельбурне-1956 — одним из трех первых советских чемпионов-боксеров. В финале Олимпиады он нокаутировал чилийца Тапиа — редкий для любительского бокса случай. Спустя 63 года Виктор специально прилетел в Австралию, чтобы побывать на знаменитой арене «Мельбурн Крикет Граунд», где его дед стал олимпийским чемпионом: «Это особое чувство, ведь нет ничего интереснее, чем история твоего рода. Наша семья проходила и через большие спортивные победы, и через болезненные точки: от революции и Большого террора до блокады. По большому счету вся противоречивая история страны совпала с историей отдельно взятой семьи».
Том II
Самого Виктора Набутова назвали в честь другого деда — вратаря ленинградского «Динамо», а впоследствии известного спортивного комментатора. За красивую игру болельщики дали Виктору прозвище Балерина. В Великую Отечественную Виктор воевал на Невском пятачке и чудом уцелел благодаря «Петру I» Алексея Толстого — пуля застряла в книге, лежавшей в вещмешке. В конце 1940-х из-за травмы он ушел в журналистику и дал начало целому поколению спортивных журналистов. Его юмор, знание предмета и талант рассказчика гарантировали народную любовь: когда Виктора Сергеевича не стало, очередь из желающих проститься с ним ленинградцев растянулась на несколько километров.