Менделеев, Распутин, нефть и «домосковский» Собянин. Чем заняться в Тюмени и Тобольске
У большинства россиян при упоминании Тюмени, вероятно, всплывет в памяти пара простых образов — нефтяные вышки да заснеженная Сибирь. А москвичи к этому прибавят имя нынешнего мэра столицы. Пополнить скромный багаж знаний свежими смыслами — задача большого туристического проекта под брендом Visit Tyumen, развитием которого занялись местные власти при поддержке Ростуризма. «Сноб» отправился в два старейших города Сибири — Тюмень и Тобольск, чтобы понять, как этот регион повышает свою узнаваемость и почему именно там есть шанс создать успешный туристический продукт.
Как устроена туристическая отрасль
Туризм в азиатской части России в первую очередь ассоциируется с природными маршрутами — это Камчатка, Байкал, Алтай и другие живописные места, куда стабильно ездят люди в походных ботинках и с огромными рюкзаками. Совсем другое дело — целенаправленная поездка в сибирские и дальневосточные города. Занятие, прямо скажем, на любителя.
Оно и понятно: рядовые российские региональные центры — города плюс-минус схожих размеров, чаще всего с одинаковыми улицами имени Ленина-Дзержинского, случайной смесью дореволюционной, советской и пугающей постсоветской застройки и отсутствием запоминающихся ярких образов. Да и отечественный сервис в глубинке при непомерных ценах упорно игнорирует спрос на повышение качества. Как тут не сделать выбор в пользу изучения очередного городка Европы?
Над развитием внутреннего туризма в России на федеральном уровне работают годами. Факторами успеха называют следующие параметры: наличие ресурсов (финансирование), поддержка на местах (готовность бизнеса к переменам и энтузиазм жителей) и экспертная поддержка (сбалансированный подход к подаче туристического продукта и правильное позиционирование бренда). Если какого-то из этих элементов не хватает, проект провалится. Примеров масса: в 2016 году правительство России признало неэффективными и закрыло туристические особые экономические зоны сразу в нескольких регионах от Северного Кавказа до Алтая и Дальнего Востока. Во всех случаях государство было готово помогать организацией и ресурсами, но не везде это подхватывал местный бизнес, часто процесс ломался на уровне профессиональных решений.
Как работать с мифами о российских городах
Перед полетом в любой российский город всегда полезно проанализировать собственные нередко ошибочные ожидания — тем понятнее становится реакция на неизбежные сюрпризы по приезде. В частности, Тюмень находится к столице гораздо ближе, чем кажется. Эти три слова даже превратили в один из местных туристических слоганов. Город всего в двух с половиной часах полета из Москвы, что в целом сопоставимо по времени с рейсом в Сочи или Екатеринбург.
Многие помнят, что на карте Тюмень расположена неподалеку от Урала. Тюменская область даже входит в Уральский, а не в Сибирский федеральный округ. В этом и проявляется особенность Тюмени — при географической близости к Европе город обладает сибирским образом и духом. Что и бросается в глаза сразу по пути из небольшого аккуратного местного аэропорта Рощино в областной центр: дорогу обступают леса, мелькают таежные пейзажи. Одним словом — Сибирь.
Вот только нефтяных вышек по всей округе не найти — за такой картинкой нужно ехать намного севернее, в сторону Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Это, впрочем, вряд ли можно считать большой потерей, особенно если знать, какие еще богатства хранят тюменские недра — чего стоят хотя бы местные горячие термальные источники.
«Термальные источники? В Тюмени?» — переспросили практически все москвичи из нашей группы. Так рушится очередной стереотип: природные термальные источники — это не только про Камчатку и Северный Кавказ. Естественно, что инициаторы развития туризма в регионе взяли это на вооружение: в Тюмени и ее округе уже создано больше двух десятков термальных курортов, которые отличаются по составу воды, температуре (она колеблется от +36 до +48 градусов Цельсия) и по оснащенности: от бассейнов до целых спа-комплексов с саунами.
Один из таких курортов находится в 10 минутах езды от центра Тюмени — там построили комплекс «ЛетоЛето» с аквапарком, спа-центром и четырехзвездочной гостиницей. В ноябре состоялось первое в истории России официальное открытие термального сезона — для этого в Тюмень приехала глава Ростуризма Зарина Догузова, которая даже объявила о передаче Тюмени звания ни много ни мало столицы термальных вод.
Почему в российские города не едут туристы
Доступность — доступностью, но для кого-то и термальные источники могут быть недостаточным аргументом для путешествия в Сибирь. После десятилетий советской градостроительной унификации перед российскими городами встала необходимость нащупать свою идентичность, ощутить ту самую «особость» — чтобы и сами жители гордились, и другим было ради чего приезжать. Тут-то и бросается в глаза ключевая проблема — искаженная репрезентация.
Люди, как правило, хорошо знают достоинства своего края, но имеют довольно смутные представления о других регионах, и им сложно взглянуть на себя со стороны и верно отобрать то, что поможет не потеряться на карте России среди всего многообразия на первый взгляд похожих городов.
Все мы где-нибудь да видели эту картину: жители города N считают нескольких земляков почти мировыми знаменитостями и потому решают продвигать их в качестве своего бренда, хотя на самом деле россияне об этих людях в лучшем случае «что-то слышали». Или наоборот: представьте, допустим, уставшего жителя Петербурга, который берет отпуск на работе, куда он каждый день ездил мимо домика Петра Первого на Петровской набережной. Он уезжает за новыми впечатлениями в глубинку, где ему с упоением рассказывают… о том, как однажды к ним на целую неделю приезжал тот самый Петр Первый.
Подобный подбор достопримечательностей в глазах того же москвича или петербуржца умаляет уникальность целого города до размеров рядового «спальника» Москвы, откуда наверняка тоже вышли какие-то известные люди, где также есть несколько примечательных зданий с какими-нибудь известными визитерами.
Привлекательность российских городов кроется в их отличиях, которые, в свою очередь, рождает собственная насыщенная история края. С ней у Тюмени как раз все хорошо.
Тюмень-пельмень, посюда-потуда
Местные жители гордятся статусом Тюмени как самого первого русского города в Сибири (основание — 1586 год). Естественно, за последние четыре с лишним столетия у горожан накопилось немало захватывающих историй, появились те самые особенности, которые отпечатались в местной архитектуре, кухне и даже в языке.
«”Я из Тюменя”, говорили раньше. Изначально Тюмень было словом мужского рода — как “пельмень”», — рассказывает наш экскурсовод, вызывая оживление в группе: кому-то это кажется забавным, кто-то даже проговаривает по-новому звучащее сочетание слов в нескольких вариантах. Такие небольшие, но цепляющие внимание и интерес детали — одна из двух составляющих успеха в глазах туриста.
Вторая — удовлетворение базового туристического запроса на местный колорит и обыгрывание стереотипов. Если приезжает кто-то, у кого Тюмень ассоциируется только с нефтью, то ему определенно приглянутся сувениры с маленькими склянками с натуральной нефтью (тюменцы, надо отдать должное, это поставили на поток).