«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса
С 1 ноября вступает в силу закон о «суверенном интернете». Как он будет применяться, пока неясно, но бизнес уже готовится к работе в новой реальности. Некоторые компании тратят миллионы на «переезд» на российские сервера и в местные соцсети, а кто-то и вовсе сворачивает бизнес в стране
Поправки в федеральные законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», более известные как «закон о суверенном интернете», вступают в силу 1 ноября. Кардинальных изменений с этого дня ждать не стоит, говорит Владислав Елтовский, юрист международного альянса юридических фирм CMS Russia. По словам эксперта, закон носит рамочный характер и определяет лишь основы регулирования российского сегмента сети, а то, как проект будет работать на практике, зависит от еще не установленных подзаконных актов, точечных решений властей и развития технологий.
Основная цель закона, которую декларируют власти, — обеспечить работу Рунета даже в том случае, если его отключат от общемировой сети. «Закон будет контролировать каналы связи, которые выходят за рубеж, так же, как ФАС следит за перемещением транспорта, регистрацией недвижимого имущества и юридических лиц. Такое масштабное государство, как Россия, не может просто ожидать, когда введут очередные санкции и возникнут их последствия. Стелить соломку можно и нужно», — считает Елена Козина, старший партнер юридической фирмы «ЭЛКО профи».
«Если Роскомнадзору что-то покажется подозрительным, он без участия операторов сможет заблокировать канал связи»
«Суверенный интернет» так или иначе затронет весь российский бизнес, но конкретные изменения прописаны в законе только для операторов связи (МТС, «МегаФон», «Ростелеком» и др.). Они должны установить специальное оборудование для отслеживания киберугроз, которое государство предоставляет им за свой счет (всего на исполнение закона из бюджета выделено более 30 млрд рублей). По словам Александры Курдюмовой, старшего партнера юридической компании Versus.legal, речь идет об устройствах и софте, который работает по принципу DPI (от англ. deep packet inspection — технология «глубокого анализа пакетов» — прим. Forbes). Технология отслеживает не только то, куда направляется трафик, как это было раньше, но и анализирует его содержимое. «Если Роскомнадзору что-то покажется подозрительным, он без участия операторов сможет заблокировать канал связи — отключить вредоносный ресурс», — объясняет Курдюмова.
Новые возможности регулятора насторожили весь сетевой бизнес. Если сайт компании работает на иностранном сервере (например, Amazon), использует для анализа данных сервис Google Analytics или ведет продажи через Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или другие иностранные соцсети, он рискует лишиться доступа к привычным инструментам, если того захочет Роскомнадзор. С 1 ноября ведомству больше не нужно обращаться в суд и к операторам связи, чтобы заблокировать подозрительный на его взгляд контент. «Все это в совокупности может снизить скорость трафика, что в результате отразится на бизнесе, для которого нужна высокая скорость подключений: медиа, площадки с видео- и аудиоконтентом, стриминговые сервисы, файлообменники», — перечисляет Курдюмова.
Forbes спросил у российских предпринимателей, как риск отключения от глобального интернета влияет на их бизнес.
«Будем перевозить бизнес в США и Польшу»
Роман Кумар Виас, основатель маркетингового агентства Qmarketing и совладелец сервиса для уборки Qlean
Основной риск для меня в том, что в любой момент может произойти отключение от жизненно важных для нас платформ типа Google Analytics, с помощью которых мы отчитываемся перед клиентами за рекламные и маркетинговые кампании (зд. и далее Роман говорит о бизнесе Qmarketing — прим.