Что такое фишинг и чем он опасен
В своей книге «Искусство обмана: Социальная инженерия в мошеннических схемах» специалист по социальной инженерии Кристофер Хэднеги рассказывает, почему люди, сами того не подозревая, подвергаются хакерским атакам, как не стать жертвой манипуляций и обезопасить свои личные данные и почему не стоит доверять письмам из рассылок. «Сноб» публикует одну из глав.
Фишинг
Фишингом называется отправка зараженных электронных писем из якобы проверенных источников. Цели фишинга могут быть следующими:
- чтобы человек установил на компьютер программы, предоставляющие мошенникам удаленный доступ к системе;
- чтобы собрать личные данные;
- чтобы получить другую информацию, необходимую для проведения атаки.
Содержание, легенда и метод доставки фишингового сообщения определяются его целью. Профессиональные социальные инженеры используют в своей работе несколько типов фишинговых методов.
Образовательный фишинг
Иногда клиентам не требуется, чтобы пентестер проверял технические ресурсы Сети: их интересует исключительно человеческий фактор. Эффективным способом решения такой задачи является образовательный фишинг: после перехода по размещенной в письме ссылке никаких вредоносных кодов или программ для получения удаленного доступа на компьютер объекта не устанавливается. Данный вид фишинга проводится исключительно для сбора статистики и оценки общей уязвимости сотрудников к такому вектору атаки. А еще для определения сфер, в которых необходимо дополнительное информирование.
Чаще всего такой фишинг пробуждает у объекта воздействия любознательность, жадность, радость или здоровый страх, которые и заставляют перейти по ссылке. В таком случае легенда основывается на проведении сбора данных из открытых источников по отдельным сотрудникам или компании в целом. Моей команде приходилось отправлять подобные фишинговые письма как в единственном экземпляре, так и сотням и даже тысячам людей за раз.
Приведу пример, иллюстрирующий необходимость следования принципам, описанным в предыдущем разделе. Я составил для клиента письмо, похожее на реальное приглашение с LinkedIn. Разослал его 7000 пользователей, работавших на него, и быстро получил 73% переходов по ссылке. Такой молниеносный успех вдохновил всех, включая меня самого.
На носу был следующий пентест, и я, недолго думая, решил снова использовать свою гениальную идею. Уже на следующей неделе аналогичный e-mail разлетелся по 10 000 пользователей, работавших на другого заказчика. Но по ссылке перешли всего 4% получателей. Я не мог в это поверить: был использован гениальный заход. Я попросил клиента узнать у сотрудников, в чем заключалась причина провала этого фишинга.