Каршеринг в СССР: на чем ездили и сколько это стоило
Кто требовал сдать дополнительный экзамен, зачем в пунктах проката держали туристические палатки, почему внедорожник пользовался особым спросом и как боролись с вандализмом в машинах
Модная сегодня идея коллективного владения имуществом появилась еще в начале 20 века, и особенно перспективной она казалась государственному строю с социалистической идеологией. В стране, идущей к коммунизму, должно было развиваться коллективное пользование движимым и недвижимым имуществом, а прокат автомобилей отлично вписывался в эту парадигму.
Как все начиналось
В СССР без труда можно было взять во временное пользование массу бытовой техники от фотоаппарата до холодильника. «Прокат автомобиля без шофера», как он тогда назывался, впервые открылся еще в 1956 г. в Москве, хотя никаких законов или правил на эту тему не существовало. Официальные «Правила пользования легковыми автомобилями на условиях проката» были приняты Минтрансом РСФСР только осенью 1962 года. А в 1969 г. вышло и соответствующее постановление Совета Министров РСФСР.
Первый московский каршеринг заработал на базе столичного автопарка № 12. Для проката были доступны 80 автомобилей, и почти все они ежедневно выдавались клиентам. В 1959 г. число прокатных машин в столице достигло 300. В том же году аналогичная услуга появилась в Свердловске (ныне — Екатеринбург), а еще три года спустя прокаты автомобилей работали аж в 40 крупных городах, включая курортные.
На чем можно было поездить
Изначально в Москве предлагались «Победа», ГАЗ-21 и Москвич-407, в последующие годы парк состоял, в основном, из «Москвичей». В Свердловске и других городах вместо «Москвичей» предлагали внедорожник «ГАЗ-69», который пользовался особым спросом. Машину брали не только рыбаки и охотники, но и простые туристы, поскольку дорог с твердым покрытием тогда было очень мало. Тем более, что в свободной продаже этой машины не было вовсе, так как все ГАЗ-69 уходили военным заказчикам и крупным сельским организациям.