Подлинный Казанова: импотент или великий любовник?
«Нет такой честной женщины с неиспорченным сердцем, какую мужчина не завоевал бы наверняка, пользуясь её благодарностью», — именно такой рецепт обольщения Джакомо Казанова считал самым эффективным. По поводу личности «великого любовника» историки до сих пор спорят: одни говорят, что он покорял дам своей харизмой, другие утверждают, что он, если и был великим, то лишь великим хвастуном и обманщиком. А мы попытаемся добраться до истины.
Любовник и ученик
Джакомо Джироламо Казанова родился в Венеции, европейской «столице наслаждений», в 1725 году. Он был первенцем в семье актера Гаэтано Казановы и актрисы Дзанетты Фарусси, но позже у него появились еще пятеро братьев и сестер.
Ребенком Джакомо почти не видел родителей — пока мать гастролировала, мальчика воспитывала бабка, Марция Балдиссера.
В девять лет его отправили на попечение аббата Гоцци, который должен был познакомить Джакомо с науками и игре на скрипке — «джентльменскому набору» тех лет. Джакомо жил в доме аббата несколько лет. Там он, согласно его мемуарам, в свои 11 лет получил первый околосексуальный опыт с дочерью аббата Беттиной.
Казанова, как мы сейчас сказали бы, был вундеркиндом. Уже в 12 лет он поступил в Падуанский университет, а в 17 окончил его, получив степень юриста. Впрочем, к юридическому делу он не испытывал ничего, кроме отвращения. Но в университете он нашел вторую свою страсть — азартные игры. Казанова быстро проигрался и оброс долгами. Бабка строго отчитала его за недостойное поведение, когда он вернулся в Венецию, но было поздно, Казанова уже пристрастился.
В Венеции Казанова нашел себе богатого покровителя — так он поступал на протяжении всей жизни. Им был пожилой сенатор, который научил Казанову вести себя в обществе. Сенатор часто привечал бойкого юношу в своем доме, пока не заметил, что тот флиртует с актрисой, на которую сам же сенатор положил глаз.
Но первый опыт Казановы случился не с ней, а с сестрами Нанеттой и Марией Саворьян — девушками 14 и 16 лет из хорошей семьи.
Юрист, солдат, игрок, скрипач
Карьера церковного адвоката не задалась. Впрочем, не то чтобы Казанова уж очень за нее держался. После нескольких скандалов с кардиналами Казанову уволили его наниматели и порекомендовали подыскать себе другое занятие. Он подался в солдаты.
«Понимая, что теперь я навряд ли преуспею на поприще церкви, я решил примерить на себя одежду солдата… Я затребовал хорошего портного… он принёс мне всё, в чём я нуждался, чтобы стать воплощённым последователем Марса… Моя униформа была белого цвета с синим передом и серебряными с золотом эполетами… Я купил длинную саблю и с изящной тростью в руке, в нарядной шляпе с чёрной кокардой, с бакенбардами и накладным хвостом вознамерился впечатлить весь город».