Какого рожна нам надо? Правильно ли социологи понимают россиян в их желании перемен
В ходе недавнего опроса «Левада-центра» и Московского центра Карнеги до 60% россиян высказались за перемены, притом «решительные и полномасштабные». Два года назад таких было чуть более 40%. Казалось бы, в воздухе повеяло общественным запросом на новую «оттепель» или даже «перестройку», а то и «революцию». Но не все так однозначно.
В связи с этим опросом журналисты решились потревожить пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: мол, нет ли в Кремле от этого беспокойства или еще какого дискомфорта? На что Песков вполне хладнокровно ответил, что в Кремле не знакомы с результатами исследований, а желание перемен в обществе, философски добавил он, присутствует всегда. «Другое дело, что кто-то хочет скачкообразных перемен, кто-то хочет последовательных, плавных и гармоничных перемен. Сторонники и таких, и других пристрастий всегда в обществе имеются».
Философический Песков по-своему прав: одни и те же цифры в результатах соцопросов можно оценивать по-разному, в зависимости от воззрений трактующих. Так, одни, прогрессивно настроенные трактователи народных чаяний, увидят едва ли не зарево приближающейся революции, которая, наконец, свергнет ненавистный «кровавый режим», а там хоть трава не расти. Других, напротив, тяга народных масс к переменам пугает, поскольку эти люди интуитивно чувствуют, что русский народ лучше не будить, потому что от него, разбуженного, еще неизвестно чего ожидать. Кроме «бессмысленного и беспощадного бунта», конечно.
Да и потом, что значит «перемены»? При ближайшем рассмотрении в обществе нашем нет даже близко консенсуса по поводу того, как это слово понимать и каким содержанием его надобно наполнить, чтобы всем стало хорошо. Тем более что сколь-либо внятный дискурс на тему желательных перемен отсутствует что в политической системе, что на телевидении, по-прежнему формирующем повестку в основном вокруг тезиса «величия страны, вставшей с колен», на внешнеполитической арене.
В каждом убитом и депрессивном провинциальном городе можно встретить таких «революционеров-реформаторов», хоть в пивной, хоть среди таксистов
Если подробно вчитаться в материалы упомянутого исследования, то становится, во-первых, немного не по себе от того, какая благостная каша царит в головах соотечественников, во-вторых, можно прийти к выводу, что на самом деле наши люди ничего менять не хотят. А хотят они рожна, притом подешевле. А еще они хотят, чтобы государство от них «отклепалось», и занялось бы патернализмом и благотворительностью. Не очень понятно, за чей счет. Но «желательно не за мой», думает типичный обыватель.