Зачем регионам кураторы из правительства
Управленческие реформы не останавливаются: глава правительства Михаил Мишустин обязал вице-премьеров курировать федеральные округа, чтобы интенсифицировать экономический рост и проконтролировать расходы
Федеральные округа в дополнение к полномочным представителям президента получили еще и кураторов из правительства. Если совсем упрощать, то у первых доминирует политическая функция, вторые же — в ранге вице-премьеров — будут заниматься региональной экономикой в самом широком понимании этого слова. Можно сказать, слишком широком.
Надо добавить, что ранее, в начале июля, за вице-премьерами было также закреплено по несколько профильных госпрограмм и также употреблен термин «кураторство». Предполагается, что это нововведение сделает «управление госпрограммами более гибким». А под руководством вице-премьеров начнут работать управляющие советы, которые будут поддерживать каждую госпрограмму в актуальном состоянии, вносить изменения в паспорта и следить за сроками реализации. Некоторым чиновникам досталось по две-три госпрограммы, а рекордсмены тут вице-премьеры Юрий Борисов (у него их 12 — оборонка, промышленность, космос, судостроение и прочее) и Татьяна Голикова — восемь программ (вся социалка).
Теперь же новый виток реформы определяет за вице-премьерами ответственность еще и за регионы. Тридцатого июня на прямой линии президент Владимир Путин, отвечая на вопрос, почему только у Дальневосточного федерального округа «есть свой курирующий вице-премьер» (полпред президента Юрий Трутнев), сказал, что в ближайшее время отвечающих за регионы чиновников станет больше. «Совсем недавно мы с правительством на этот счет говорили. В целом практика [кураторства регионов] себя оправдывает», — отметил Владимир Путин. По его словам, благодаря кураторам контакт правительства с территориями и погружение в их проблемы будет более прочным: «Надеюсь, это приведет к тому, что решения, которые принимаются в центре, будут доводиться более точно, более осмысленно и с большим эффектом».
И вот уже через три недели глава правительства Михаил Мишустин распределил обязанности и территории между своими подчиненными. Впрочем, что же именно будут делать правительственные кураторы, со слов премьера решительно непонятно. «Это позволит наладить эффективное взаимодействие между округами, что особенно важно с учетом необходимости совместной работы по реализации масштабных инфраструктурных проектов в регионах на стыке различных отраслей», — сказал Мишустин, обращаясь к вице-премьерам в ходе совещания. Раз.
Кураторы будут отвечать «за социальное развитие, за то, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, отвечают ли эти траты запросам людей и как соблюдается бюджетная дисциплина». Два.
А вообще, нужно обратить особое внимание на привлечение в регионы инвестиций, создание рабочих мест, повышать инвестиционную привлекательность территорий, поддерживать малый и средний бизнес и вообще обеспечить рост экономики. Три.
Кроме того, в число приоритетных задач вице-премьеров войдут разработка и реализация инвестиционных, государственных программ и национальных проектов, вопросы госрегулирования в сфере предоставления регионам финансовой помощи, «чтобы жизнь каждого гражданина менялась к лучшему». Реализовывать же свои полномочия кураторы будут во взаимодействии с Госсоветом и президентским Советом по стратегическому развитию и нацпроектам.
Неудивительно, что добиться внятных комментариев от экспертов о сути правительственного замысла было крайне трудно. Поднять весь описанный премьером пакет задач не представляется возможным, даже если не принимать во внимание и без того весомую загрузку правительственных чиновников. Значит, либо часть направлений будет игнорироваться, либо мы увидим расширение кадрового потенциала в последующих реформах. Либо же, как считают некоторые наши собеседники, в итоге все сведется к кулуарному лоббизму отдельных проектов со стороны наиболее активных и ресурсных губернаторов. Только уже не с министерствами и ведомствами, а с более влиятельными вице-премьерами.
Зачем это нужно
Вероятно, введение системы кураторства федеральных округов внесет существенные коррективы в управленческую вертикаль и приведет к дальнейшему усилению централизации в государственном управлении. Так как все деньги сконцентрированы у правительства, возможности регионов самостоятельно зарабатывать и привлекать инвестиции в условиях экономического кризиса и западных санкций становятся все более непростой задачей.
«Текущая реформа — реализация прошлогодней поправки в Конституции, в той части, которая касается единой вертикали публичной власти: от правительства до органов местного самоуправления, — рассказал “Эксперту” гендиректор АНО “Центр изучения проблем международных санкционных режимов” Марат Баширов. — Ключевой целью новых полномочий вице-премьеров станет достижение [целей] национальных проектов».
В отличие от полпредов, вице-премьеры смогут распоряжаться бюджетом, выделенным на реализацию нацпроектов. А также переориентировать выделенные федеральные средства на то или иное направление, не выходя за рамки общего объема финансирования. «Кураторы смогут давать поручения министерствам, агентствам и губернаторам. А губернаторы напрямую смогут обратиться к вице-премьерам для решения проблем своего региона. Соответственно, серьезно сократится дистанция в вертикали власти», — добавил Баширов.
Помимо этого, по словам эксперта, у кураторов есть право законодательной инициативы. В частности, возможность вносить в Госдуме изменения в бюджет и изменять нормативно-правовые акты, принимаемые непосредственно в правительстве. Таких полномочий у полпредов нет.
Специалисты также считают, что таким образом федеральная власть усиливает контроль за распределением бюджетных средств и реализацией масштабных инфраструктурных и нацпроектов. Повышается и влияние национальных финансово-промышленных групп.
Кого куда назначили
Интересно проанализировать кадровые назначения в федеральные округа. Здесь тоже приходится полагаться на логику, слухи и мнения экспертов. Так, куратором Центрального федерального округа, крупнейшего источника доходов федерального бюджета, назначен Дмитрий Григоренко. У него еще со времен работы в ФНС налажены прекрасные связи с крупными налогоплательщиками и в то же время есть административная связь с Министерством финансов.
Северо-Запад остается за Татьяной Голиковой. В правительстве она курирует вопросы здравоохранения и образования. С СЗФО ее могут связывать интересы фармацевтического бизнеса, у которого здесь много крупных предприятий.
Несколько странным кажется назначение вице-премьера по ТЭКу Александра Новака куратором Северо-Кавказского федерального округа. По одной из версий, он займется вопросами газификации региона и проблемами собираемости платежей с населения. Кроме того. Новак в свое время входил в «норильскую» команду Александра Хлопонина, который в ранге зампреда до 2014 года работал в СКФО полпредом. «Кураторство Новака лоббировали те региональные группы, которые считают, что вместе с его приходом в регион потекут инвестиции, именно в слаборазвитые хозяйственные сектора, за которые он отвечает», — полагает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.
Уральский федеральный округ в свое ведение получил вице-премьер Юрий Борисов. Он координирует промышленность и оборонку — таких предприятий на этой территории в достатке.
Марат Хуснуллин, курирующий Крым, расширил полномочия на весь Южный федеральный округ. Здесь логика очевидна: в ведении вице-премьера останутся масштабные стройки жилой и транспортной инфраструктуры, а также развитие туристического потенциала.
Приволжский округ достался Дмитрию Чернышенко, имеющему репутацию «цифровизатора» и «технократа». Он уроженец Саратова и имеет представление о проблемах округа. В то же время регион претендует на роль драйвера цифровой индустрии и инноваций. Кураторство Сибирского округа отдано Виктории Абрамченко, которая отвечает за недропользование, лесное хозяйство и экологию.
«Профессиональная привязка вице-премьеров к определенным округам намекает на будущую их профилировку. Например, Урал окончательно утвердится в качестве места, где куется оборонный щит России. Юг станет уже не столько сельскохозяйственным регионом, сколько туристическим кластером с гигантскими стройками. Северо-Запад утвердится в качестве научно-образовательного и фармацевтического центра», — сказал Павел Фельдман.
По мнению политолога, такая узкая региональная экономическая специализация призвана сильнее укрепить основы российского государства: «Если регион полностью станет самодостаточным, то он начинает уподобляться государству, чего в условиях российского федерализма быть по определению не должно».
Что будет с полпредами
Институт полпредства в том виде, в каком он представлен сейчас, зародился более двадцати лет назад. Создавался он в период слабости государственных институтов в то время, когда федеральным властям необходимо было как-то бороться с чрезмерной региональной самостоятельностью и, того хуже, сепаратизмом. Все эти годы институт полпредства воспринимался в качестве «ока» президента и был одним из элементов сдерживания строптивых губернаторов. Сегодня же, когда самостоятельность регионов фактически полностью сошла на нет, можно предположить, что былой потенциал полпредов выработан.
«Исчерпанность» этого института особенно была заметна в прошлом году, когда во время пандемии президент Путин проводил совещания непосредственно с губернаторами, а полпреды фактически были отодвинуты на обочину политического процесса. Кроме того, полпредство, за редким исключением, стало местом трудоустройства для отставных политиков.
Тем не менее полностью списывать со счетов полпредов пока что рано. «Раньше они пытались заниматься экономическими проблемами, но из-за отсутствия бюджета и специальных полномочий полпреды могли только рекомендовать ту или иную политику губернаторам. Теперь вопросами экономики и финансов будут ведать кураторы, полпреды же смогут сосредоточиться на политических проблемах», — говорит Марат Баширов.
В частности, в ведении представителей президента останется круг вопросов, связанных с региональной кадровой политикой. Они же будут заниматься вопросами взаимодействия с региональными силовыми структурами. И оставаться мостом между президентом и региональными элитами.
«На первых порах будет утряска полномочий, иногда, очевидно, будет возникать неразбериха, дублирование функций. В некоторых случаях может возникать конфликт интересов, и, возможно, кураторы не сработаются с некоторыми губернаторами. Вице-премьеры будут заинтересованы видеть в своих подведомственных территориях своих надежных людей, а губернаторы не станут сдаваться без боя», — говорит Павел Фельдман.
Результаты этих изменений, по словам эксперта, можно будет увидеть уже в Единый день голосования 19 сентября.
Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl