Война без победителей
Под торговые пошлины уже подпал почти весь китайский экспорт в США, но результат может оказаться неожиданным. США сами помогают Китаю изменить формулу «они придумывают — мы собираем» на более выгодную «мы сами придумываем и сами собираем»
После очередного раунда взаимных угроз и новых торговых пошлин, вступивших в силу в начале сентября, Китай и США договорились возобновить переговоры по торговле. Встреча сторон состоится в Вашингтоне в начале октября и станет первой после июльских переговоров в Шанхае. Как заявили в министерстве торговли Китая, страны договорились «создать благоприятные условия для сотрудничества».
Еще в апреле этого года стороны были близки к соглашению, но к осени все закончилось новыми пошлинами. Первого сентября в силу вступили пошлины США на импорт потребительских товаров из Китая (в том числе телевизоров и консолей для видеоигр), и китайская сторона быстро ответила встречными мерами. Под ответные пошлины в размере 5–10% подпала почти треть всех импортируемых из США товаров, а таковых чуть больше пяти тысяч.
Дальше — больше. Дональд Трамп заявил, что в октябре может поднять размер уже действующих пошлин с 25 до 30% на товары общей стоимостью 250 млрд долларов, а 15 декабря США планируют ввести новый пакет ограничений, уже на электронику, общим объемом 156 млрд долларов.
Это всерьез беспокоит крупнейшие технологические компании США. Глава Apple Тим Кук даже лично обращался к Трампу с просьбой отсрочить введение пошлин, и это сработало: поначалу президент обещал включить электронику и смартфоны в тот же список пошлин от 1 сентября. Впрочем, отсрочка эта чисто техническая: ограничения для электроники с повестки противостояния не сняты, а состав списка могут даже расширить. По плану под пошлины подпадет потребительская электроника, включая умные часы, планшеты и смартфоны. За два года противостояния стороны аккуратно избегали прямых ограничений в этом сегменте, осознавая взаимовыгодность сотрудничества.
Но если пошлины на смартфоны введут не в сентябре, а в декабре, Apple это никак не поможет — нужно будет повышать цены на и так дорогую продукцию. Хорошая новость для компании лишь в том, что это не пришлось делать прямо перед ежегодной презентацией, назначенной на 10 сентября. Да и Трамп пошел на отсрочку, понимая, что важно не только надавить на Китай, но и не повредить конкурентоспособности своих же компаний. Этим его и пугал Тим Кук. Получив время для маневра и переговоров, Трамп продолжает ждать большей податливости китайской стороны. При этом многие эксперты отмечают, что американская сторона не вполне конкретна в своих требованиях к Китаю. Постоянно всплывают претензии в сфере кибербезопасности и интеллектуальной собственности, но не ясны реальные инструменты, которые должен использовать Китай для выхода из противостояния. Если действия американских политиков — это давление ради давления и геополитическая игра, чтобы дать время собственным компаниям перестроить бизнес, то технологическим компаниям в США это не по вкусу.
Китай как неизбежность
«Китай — это будущее», — заявил Илон Маск на Всемирной конференции по искусственному интеллекту в Шанхае в конце августа. И в большинстве американских компаний с ним согласны — несмотря на торговую войну.
Американские компании не скрывают, что главное — извлекать прибыль, а локализация производств — дело второе. Последние двадцать лет западные компании без всякой задней мысли использовали Китай в качестве фабрики с дешевой рабочей силой. В стране были созданы все условия для того, чтобы никому и не приходило в голову возвращать производство домой. Сам Китай тем временем развивался, заимствовал технологии, создавал собственные компании, внедрял инновации. У американских политиков это вызвало когнитивный диссонанс: почему мы должны терпеть конкуренцию со стороны какой-то там глобальной фабрики? Как Китай смеет развивать технологии, которым научился у нас? И как вернуть американские компании домой? Было решено ввести пошлины на импорт из Китая. Фактически к концу этого года планируется наложить пошлины на весь китайский импорт — это почти 600 млрд долларов. Казалось бы, беспроигрышный вариант: американские компании откажутся от сотрудничества с коварным Китаем и, как блудные сыновья, вернутся.
Но то, что кажется логичным с политической точки зрения, далеко не всегда соответствует интересам и планам бизнеса. Согласно результатам недавнего исследования Американо-китайского делового совета (USCBC), 97% опрошенных американских компаний считают выгодным свое сотрудничество с Китаем, несмотря на торговую войну. По их словам, даже с учетом введенных пошлин импорт из Китая выгоднее, чем производство в США. В абсолютном большинстве компаний (87%) заявили, что они не собираются прекращать закупки китайских товаров. Только 3% ответили, что планируют вернуться из Китая в США, а 10% намерены перенести свои китайские офисы в другие страны. Более двух третей респондентов заявили, что Китай входит в топ-5 приоритетов их корпоративных стратегий, и только 17% собираются сократить или прекратить инвестиции в Китай.
По оценкам Всемирного банка, в ближайшие два года темпы роста экономики Китая могут впервые за 27 лет упасть ниже 6% в год. После введения новых, сентябрьских пошлин аналитики Morgan Stanley снизили прогноз роста экономики Китая на следующий год с 6,3 до 5,7% с поправкой на то, что если пошлины снимут или будут смягчать, то рост может быть и 6%. Хотя экспорт китайской продукции в США составляет небольшую часть ВВП, торговые ограничения все же вредят Китаю, во многом из-за напряженности в инвестиционном климате и ожидания проблем для компаний.
«Торговая война затрудняет ведение бизнеса в Китае», — отмечает Кевин Лайман, генеральный директор Enlitic, американской медицинской компании, специализирующейся на диагностике с использованием технологий искусственного интеллекта. По его словам, из-за торговой войны у его компании уже возникли трудности в работе с китайскими партнерами — больницами, страховыми фирмами.
Технологическая война
«Мы придумываем — они собирают» — так можно назвать технологическую политику, которую США проводили в Китае на протяжении многих лет. «Дизайн из Калифорнии, собрано в Китае», патриотично написано на продукции Apple. Проблема лишь в том, что если перестать придумывать, то формула может перевернуться, превратившись в «они придумывают и сами собирают». Пожалуй, именно этого больше всего не хотят США. Около половины исследовательских центров в Китае продолжают работать под эгидой американских компаний — проще говоря, они запущены на американский капитал, пусть и привезенный окольными путями через Гонконг. И американские компании приходили и продолжают приходить в Китай со своими заводами не только из-за дешевой рабочей силы, которая, кстати, уже и не такая дешевая, а из-за близости к торговым цепочкам поставок. Именно это позволяет экономить на трансакционных издержках, и именно это больше всего опасаются потерять американские компании из-за торговой войны. США хотят продолжать придумывать, и отсюда все претензии в сфере интеллектуальной собственности.
«Я думаю, это больше, чем просто торговая война. На мой взгляд, особую роль здесь сыграли технологии 5G и интернета вещей, поскольку они важны не только с экономической, но и с технологической точки зрения. Думаю, они стали причиной напряженности между странами», — считает глава сингапурского финансового холдинга DBS Group Пиюш Гупта.
В торговой войне нет победителей. Негативные для компаний обеих стран последствия введенных пошлин и запретов проявляются по всему миру. Так, Huawei во втором квартале 2019 года утратила лидерство на российском рынке смартфонов: с тех пор как Google «отлучила» китайскую компанию от операционки на Android, у пользователей нет уверенности, что приложения будут поддерживаться нормально. Под угрозой поглощение американским производителем графических процессоров Nvidia израильской компании по производству телекоммуникационного оборудования Mellanox. Сделки такого масштаба должны быть одобрены во всех странах, чьи интересы затрагивает их деятельность, и китайские регуляторы пока не торопятся дать добро на покупку Mellanox.
В технологических компаниях уверены: в условиях глобального рынка прогресс возможен только при сотрудничестве между странами. Торговая война, наоборот, может помешать развитию новейших технологий 5G, искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей. «Ни у одной отдельно взятой страны нет ресурсов и технологий, необходимых для того, чтобы справиться с новой технологической волной, — заявил на Всемирной конференции по искусственному интеллекту в Шанхае профессор Университета Карнеги—Меллона Том Митчелл, — в области технологий ИИ необходимо глобальное сотрудничество». С ним согласен и генеральный директор аналитической компании Nielsen Holdings Дэвид Кенни: «Модели ИИ улучшаются с увеличением объема данных, а в отсутствие обмена данными алгоритмы становятся менее эффективными. Те, кто делится опытом с миром, превзойдут страны, которые действуют поодиночке».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl