Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда»

В прокате идет «Красный шелк» – исторический детектив, действие которого разворачивается в поезде в конце 1920-х гг. В число пассажиров Транссибирского экспресса затесались китайские подпольщики, японский шпион, советские контрразведчики, а главное – советский Эркюль Пуаро (Милош Бикович), которому предстоит раскрыть преступление. Небольшую, но колоритную роль красного командира сыграл и один из продюсеров картины – Гоша Куценко.
В интервью «Ведомости. Городу» Куценко рассказывает, чем ему помогли книжки про Буденного, как он поправился для новой роли на 12 кг, а также о том, чем займется, когда актерская работа в кино отойдет на второй план.
«Тогда люди были гораздо проще»
– Ваш персонаж в «Красном шелке» кажется простачком, которого легко обвести вокруг пальца...
– Он простачок и есть. Подвоха в нем точно никакого нет. Он ведь по сюжету красный командир времен Гражданской войны – тогда люди были гораздо проще.
– У многих персонажей в фильме знакомые фамилии: Корнилов, Демидова, а Николай Гарин – герой Милоша Биковича – и вовсе тезка писателя. Это ведь не случайно?
– Конечно. У нас в фильме плотное повествование, очень много персонажей – и нужно было помочь зрителю всех запомнить. Поэтому имена у всех звонкие, запоминающиеся. Назови мы персонажа Петров, его бы путали постоянно, а Корнилов сразу остается в памяти. Мы далеко не первые – много кто так делает.
– Как вы готовились к роли? Изучали какие-то исторические источники?
– Я же родом из Советского Союза. И вырос на фильмах про Гражданскую войну, читал про Буденного, Ворошилова. Поэтому как-то специально готовиться не было смысла. Усатых персонажей вроде нашего Корнилова я видел немало – и играю такой собирательный образ красного командира.
– Где проходили съемки? Сибирь снимали в Сибири, а Китай – в Китае?
– У нас было много объектов и много локаций. Съемки мы начали ровно год назад в Сибири, на Байкале. Там сняты все сцены в лесу, а еще погоня за поездом – по льду на санях с парусами. Было, кстати, очень холодно, минус сорок градусов. Потом мы поехали в Петербург и снимали на Витебском вокзале. Все организовать, договориться об аренде – сама по себе это была сложная административная работа. Затем мы переместились в павильон на несколько месяцев. Было построено семь аутентичных вагонов – они больше, чем современные, – которые качались на рессорах. Рядом с вагонами были установлены огромные экраны, на которых крутили виды, отснятые в тайге. Их синхронизировали с действием так, чтобы пейзаж в окне совпадал с реальным. А в финале съемок мы поехали в Китай, где отсняли самое начало фильма.
– Вы же еще выступили как продюсер «Красного шелка»?
– Да, мы работали той же командой, что и на фильме «Балканский рубеж», – я, генеральный продюсер Вадим Быркин и режиссер Андрей Волгин.
– Вы спродюсировали уже 10 фильмов. Как вы определяете, в каких проектах участвовать еще и в этом качестве, не только как актер?
– Под продюсированием я подразумеваю креативное продюсирование. Иногда я сам придумываю идею и потом мы вместе с единомышленниками пишем сценарий. Так было со всеми картинами Виктора Шамирова. Сначала мы так сделали «Дикарей», а потом были «Игра в правду», «Со мною вот что происходит», «Упражнения в прекрасном». Мы эти фильмы сначала придумали, потом искали деньги, подключали продюсеров и делали все, чтобы картина была закончена и вышла на экраны. Если я делаю проект как продюсер, то он для меня становится родным. Как ребенок.