Художник Иван Дубяга: поэзия в живописи

WeekendКультура

Пессимизм в одной отдельной взятой стране

Иван Дубяга: поэзия в живописи

Текст: Анна Толстова

«Птица с богатым внутренним миром блюет на невзрачный пейзаж», 2014. Фото: Иван Дубяга

Краснодарский художник Иван Дубяга (род. 1980), автодидакт во всем, кроме музыки, вначале комбинировал поэзию и живопись в абсурдистской, обэриутской картине, а затем занялся абсурдистской анимацией, позволяющей добавить электронный звук к цифровому образу и сетевому слову. А также — к черному юмору, во всех оттенках которого описываются вселенские и российские реалии.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Иван Дубяга родился в солнечном Краснодаре, вырос в солнечном Кишиневе, а в конце 1990-х вернулся в солнечный Краснодар, где начал рисовать профессионально и прожил двадцать с лишним лет взрослой жизни. «Детям юга» принято приписывать какую-то особенную витальность, неуемную энергию и оптимистическое мироощущение, но искусство Дубяги опровергает дурацкие стереотипы. На календаре его персонажей вечный «***брь» (название картины «***брь», написанной лет десять назад, давно стало мемом), и это не время года, а состояние души, близкое к ядерной зиме и «Внутреннему Чернобылю» (2013). Персонажам, как следствие, холодно, экзистенциальный холодный ветер продувает их мир, чаще всего ограничивающийся домом, улицей и лесом, но иногда раздвигающийся до планетарных и даже вселенских масштабов, где при всей «Изнурительной любви к спиральной галактике NGC 4651» (2014) ледяной холод одиночества переживается еще острее и в макро-, и в микрокосме. Персонажи лечатся от холода старинным проверенным способом, отчего и их самих, и окружающую, давно очеловечившуюся фауну все время выворачивает наизнанку («Птица с богатым внутренним миром блюет на невзрачный пейзаж», 2014), что происходит не только от употребленного вовнутрь, но и от общей удушливой атмосферы («Зевота от удушья», 2017). Помимо духоты зевоту, заставляющую зубастые пасти раскрываться провалами в бездну, вызывает вселенская скука — и жизни как таковой, и немудрящих развлечений, что помогают прожить эту жизнь, не приходя в сознание («В эфире программа „Очевидное — неинтересное"», 2014). Кто-то обуреваем тревогой («Катание бумажных шариков», 2015), кто-то — яростью («Соответствуй, сука!», 2013), но сильные эмоции не приводят к радикальным переменам, разве что — к побегу, да и то ненадолго («*** бабочек ловить», 2013).

Названия, часто написанные прямо на рисунках и картинах, представляют собой рудименты поэзии, с которой начинал художник, и, подобно стихам другого народного поэта-художника Олега Григорьева, моментально уходят в народ, разлетаясь по сетевому пространству тегами и мемами. Эта изобразительно-словесная экспрессионистская лирика заставляет видеть в персонажах лирического героя, а в их авторе — автопортретиста социального дна, пропащих «мудаков картофеля», к чему отчасти располагал образ жизни Дубяги, обитавшего в садоводстве на окраине Краснодара в недостроенном и необустроенном дачном домике вместе с двумя дюжинами приблудных кошек. Но вульгарные социология с психологией в данном случае не работают: мир Дубяги, и в смысле социальной картины, и в смысле позиции все же не вполне включенного наблюдателя, устроен сложнее. В нем находится место и розовому, «всегда немного фрустрированному» «Поросенку Фру-Фру» (2021) из хипстерского кофешопа, и «Зайчику-вертухайчику» (2020), мерзнущему на лагерной вышке,— обэриутский юмор, с которым изображаются эти и другие политические животные, добровольно-принудительно вытесненные из политической жизни, указывает на большую дистанцию между объектом и субъектом «исследований ужаса». Юмор, впрочем, распространяется и на субъекта, называющего свое творчество «дегенеративным искусством». При этом пересказывать пессимистически-философский мир Дубяги можно как бесконечный комикс или мультик. Он и правда экспериментировал с формой картины-комикса, персонажи, как будто бы нарисованные рукой очень юного или очень наивного художника, постепенно обретали близкородственные черты героев единой саги, а триптихи, полиптихи и серии стали составляться в анимационные фильмы. Вначале были простенькие «гифки», закольцованность которых идеально отвечала хождению по кругу и наступанию на те же грабли — любимым ритуальным практикам насельников этого безнадежного повествования. Позднее появились видео и анимация более крупной формы вроде «Наглотавшихся небытия» (2019) или «Рагнерёка» (2023), где к живописи и поэзии добавилась электронная музыка, которую пишет Дубяга, всегда считавший, что «современная электроника очень изобразительна и живописна».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не устал, но ухожу Не устал, но ухожу

«Дворец»: Роман Полански встречает конец света и прощается

Weekend
Такси высокого полета Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБК
Искусство Искусство

Выдающиеся картины, уникальные коллекции и грандиозные выставки

Robb Report
Десять лет — Восток нормальный Десять лет — Восток нормальный

Как изменился Дальний Восток за десять лет?

FP. BusinessReview
День обратился в ночь День обратился в ночь

Затмения часто влияли на ход истории всего человечества

Вокруг света
Эверест как профессия Эверест как профессия

Высоко над нашими головами скрывается самая труднодоступная страна на планете

Вокруг света
Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге Как модель Оля Запивохина делает карьеру даже после перенесенной операции на мозге

Модель Оля Запивохина: почему не всегда нужно все планировать?

Forbes
«Звучит незнаемая лира…» «Звучит незнаемая лира…»

Кто такой Антиох Кантемир?

Знание – сила
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
Театр божественных действий Театр божественных действий

«Голда»: история первых дней войны Судного дня

Weekend
В воздухе, в воде и под землей: экспансия дронов как наступившая реальность В воздухе, в воде и под землей: экспансия дронов как наступившая реальность

«Как я стал «дроноводом»? Сказалось давнее увлечение всем «железным»

ФедералПресс
Как вырастить сердце Как вырастить сердце

Биопринтинг выходит из лабораторий в область медицинского применения

Эксперт
Что происходит с морскими жителями во время ураганов? Что происходит с морскими жителями во время ураганов?

Замечают ли обитатели океанов стихию, что бушует на поверхности?

TechInsider
Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов

Как понять, что в ваших отношениях что-то идет не так?

Psychologies
Инвестиции в ИИ: как заработать на инновациях Инвестиции в ИИ: как заработать на инновациях

В акции каких игроков на рынке ИИ лучше всего вложиться?

ФедералПресс
Ямальских овцебыков отправили на колыму Ямальских овцебыков отправили на колыму

14 полугодовалых овцебыков будут обживать колымскую тундру

ФедералПресс
Народу опиум нипочем Народу опиум нипочем

«Стволы и розы»: ностальгия по 1990-м по-болливудски

Weekend
Покровительница Волги: 10 мест, которые стоит посетить в Чувашии Покровительница Волги: 10 мест, которые стоит посетить в Чувашии

Культурные и природные достопримечательности Чувашии

ФедералПресс
Академик Маркс Штарк: главное — это творчество и любовь Академик Маркс Штарк: главное — это творчество и любовь

Маркс Штарк — о том, чему можно научиться у зимнеспящих организмов

Наука
Как не пожалеть о романе с иностранцем: 3 истории Как не пожалеть о романе с иностранцем: 3 истории

Как несмотря на все различия сделать отношения с иностранцем здоровыми?

Psychologies
Как обидеть мужчину: запрещенные приемы Как обидеть мужчину: запрещенные приемы

Как растоптать уверенность мужчины в себе?

Лиза
Мария Шумакова: «В 30 лет, как только я разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь» Мария Шумакова: «В 30 лет, как только я разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь»

Люди, которые не видели меня восемь лет, говорят: «Ничего себе! Ты другая!»

Коллекция. Караван историй
Роскошь для себя Роскошь для себя

Это не первое интервью с Александрой Ребенок. Но первое в таком формате

OK!
Сила и мысли Сила и мысли

Чувство мышцы помогает ее растить. Однако есть нюансы

Men Today
Все будет гладко Все будет гладко

Целлюлит: генетика или лень? Мнение врачей

Лиза
Умный подход к наблюдению Умный подход к наблюдению

Как нейросеть VIJU помогает автоматически отслеживать ЧП в строительном секторе

Деньги
3 способа ускорить ваш метаболизм 3 способа ускорить ваш метаболизм

Можем ли мы как-то повлиять на метаболизм?

TechInsider
Любимец нации Любимец нации

Заметки по случаю дня рождения Остапа Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея

Знание – сила
Больше света Больше света

Как управлять люминесценцией?

Наука
Была бы лодка Была бы лодка

Changan CS35 Plus и путешествия по воде

Автопилот
Открыть в приложении