Сцены из двух супружеских жизней
«Вычитание»: триллер о двойниках, слишком повернутый на собственной драматургии
Впрокат выходит «Вычитание» иранца Мани Хагиги о супругах из Тегерана, которые знакомятся со своими двойниками. То ли хичкоковский триллер, то ли магический реализм — фильм Хагиги как будто не может определиться, что он такое, но смотреть эти сцены из супружеской жизни — занятие довольно увлекательное.
Как рассказывал в интервью режиссер Мани Хагиги, однажды во время поездки в приграничный регион Ирана он наткнулся на архивное фото времен ирано-иракской войны, на котором был изображен он сам, в армейской униформе, раненный в голову. В этом не было бы ничего особенно странного, если бы не тот факт, что режиссер не участвовал в той войне: в момент конфликта он был ребенком. Из этого случая родилась идея «Вычитания». Фильм начинается с того, что Фарзане, жительница Тегерана средних лет, которая работает инструктором по вождению, случайно видит на улице своего мужа Джалала. Проследив его путь до незнакомой ей квартиры, Фарзане подозревает Джалала в измене, но быстро выясняется, что это другой человек — Мохсен, похожий на ее супруга как близнец. Более того, жена Мохсена — Бита — точная копия самой Фарзане.
На фоне других известных в мире иранских режиссеров Мани Хагиги выделяется интересом к жанровому кино: славу ему принесли вычурный ретротриллер «Приходит дракон» (2016) и потешный псевдохоррор «Свинья» (2018)/. Впрочем, в обоих этих фильмах Хагиги, выросший в Канаде и сформированный в большей степени западным кино, отдавал должное иранской традиции переплетать в сюжетах реальность и вымысел и рефлексировать на тему кинематографа как такового. В «Свинье», где по сюжету маньяк в маске охотится на известных иранских режиссеров, включая самого Хагиги, удержать этот принцип в рамках обаятельной самоиронии не вполне удалось, и картина выглядела нарциссично до утомительности. Так что решение на этот раз отказаться от такого рефлексивного слоя пошло на пользу: новый фильм — честный триллер без экивоков.