Компания «Валента Фарм» возрождает выпуск ноотропного препарата «Фенотропил»

ЭкспертБизнес

Тревожность под контролем

Компания «Валента Фарм» возрождает выпуск ноотропного препарата «Фенотропил» на фоне возросшего спроса со стороны населения на психоневрологические препараты

Софья Инкижинова

«Валента Фарм» ежегодно выпускает 2 млрд таблеток и капсул и 30 млн ампул

Российская фармкомпания «Валента Фарм» возрождает производство препарата «Фенотропил» — оригинального ноотропа, созданного советскими учеными. С конца мая компания запустила его в производство на базе собственного научно-производственного центра в подмосковном Щелкове. В компании отмечают, что для выпуска «Фенотропила» используют только отечественные субстанции, так что санкции и проблемы с доставкой сырья ему не грозят. Сейчас дистрибьюторам отгружено более 100 тыс. упаковок, которые появятся на аптечных полках в июне. По итогам года плановый выпуск «Фенотропила» составит около полумиллиона упаковок.

Это уже вторая попытка компании «Валента Фарм» вывести препарат на рынок: ранее компания выпускала его до 2017 года. В основе препарата — молекула фонтурацетама, разработанная в 1983 году в Институте медико-биологических проблем РАН специально для космонавтов. После успешных испытаний в условиях полетов при экстремальных нагрузках препарат был рекомендован для широкого круга пациентов.

По официальной версии, причина заморозки производства советского ноотропа в 2017 году — окончание срока действия лицензионного договора на патент и товарный знак «Фенотропил». По неофициальной, ранее активно муссировавшейся в СМИ, выпуск препарата был аннулирован из-за требований одной из его создательниц Валентины Ахапкиной. Она была недовольна менеджментом компании, занимавшимся только эксплуатацией продукта, но не способствовавшим его развитию. В частности, препарат не был внедрен в детскую практику, не были разработаны и внедрены новые лекарственные формы. В компании «Валента Фарм» не комментируют эту ситуацию, но сообщают, что теперь у них нет споров с правообладателем. Амбиции «Валента Фарм» в отношении «Фенотропила» высоки: в 2023 году выйти на объемы производства в 1,5 млн упаковок, завоевать рыночную долю в ноотропных препаратах в 2% в натуральном выражении и 9–10% в деньгах и войти в тройку лидеров.

После пандемии продажи ноотропных препаратов снова пошли в рост

Источник: DSM Group

Лекарство или БАД?

«Валента Фарм» — крупнейшая фармацевтическая компания полного цикла среди отечественных компаний (входит в тройку лидеров после «Р-Фарм» и «Биокада»). По данным «СПАРК-Интерфакс», общая выручка компании «Валента Фарм» в 2021 году составила 16,5 млрд рублей, чистая прибыль — 4,5 млрд. Компания выпускает более 70 товаров по нескольким направлениям: противопростудные, антибактериальные, гастроэнтерологические, психоневрологические препараты, продукция категории «женское и мужское здоровье», детская косметика, изделия медицинского назначения и прочие. Наиболее известные фармацевтические бренды — «Ингавирин», «Тералиджен», «Феназепам», «Грамидин» и другие. Ожидается, что доля «Фенотропила» в психоневрологическом сегменте портфеля займет 20–30%.

По оценкам экспертов, стоимость вывода препарата на российский фармрынок, даже когда компания имеет прототип молекулы, может составлять от 300 млн до 1 млрд рублей. В «Валенте Фарм» не называют сумму вложений в запуск проекта, но акцентируют внимание на том, что компания инвестирует большие средства в клинические испытания. Например, эффективность и безопасность «Фенотропила» теперь изучены более чем в 50 исследованиях (в том числе высокого уровня доказательности — двойных слепых рандомизированных плацебоконтролируемых) с более чем 5000 участников. Что может быть весьма нелишним, так как до настоящего времени ноотропы не являются стандартом доказательной медицины — споры об их эффективности не утихают внутри врачебного сообщества, а ориентированные на западные медицинские стандарты врачи зачастую и вовсе приравнивают их к БАДам. «Под моим руководством проходило первое исследование “Фенотропила”, доказавшее его эффективность. Не так много отечественных препаратов с оригинальным составом, и “Фенотропил” один из них. Он обладает адаптогенным действием и в случае нештатной ситуации помогает пресечь тревогу и приступить к решению собранным и сконцентрированным. Его преимущество в выраженных когнитивных и противоастенических действиях», — говорит Анатолий Федин, заслуженный врач РФ, почетный профессор РМИНУ им. Н. И. Пирогова, руководитель университетской клиники неврологии.

Помимо клинических исследований за минувшие пять лет «Валента Фарм», ведущая историю с 1997 года (с момента приобретения Щелковского витаминного завода), инвестировала в новые производственные и складские мощности: с 2017 года в ее структуру входит собственный научно-производственный комплекс. Площадь всего предприятия на сегодняшний день составляет свыше 19 тыс. квадратных метров. Ежегодно здесь выпускают 2 млрд таблеток и капсул, 30 млн ампул. На данном этапе мощности предприятия загружены лишь на 40%.

С началом пандемии выручка компании «Валента Фарм» увеличилась

Источник: «СПАРК-Интерфакс»

Все болезни от нервов

Стратегический интерес компании «Валента Фарм» к производству ноотропных лекарственных препаратов (НЛП) обусловлен их популярностью среди потребителей. Эти препараты, по определению ВОЗ, способны оказывать прямое активирующее влияние на мозг и опосредованно улучшать процессы обучения, память, умственную деятельность, а также повышать устойчивость мозга к воздействию повреждающих факторов (гипоксия, стресс, интоксикация, последствия травмы и т. д.). Большинство ноотропов — это препараты животного происхождения, содержащие низкомолекулярные белки; их добывают из мозга крупного рогатого скота и свиней. Как правило, препараты недорого стоят и не вызывают побочных эффектов, поэтому врачи во многих странах любят их назначать. К примеру, в Европе и Японии ноотропы и психостимуляторы принимает треть взрослого населения.

Заболевания нервной системы — частый недуг россиян

Источник: DSM Group

Пока российский рынок НЛП нельзя назвать крупным — доля ноотропов составляет всего 2% в общем объеме аптечных продаж в стоимостном выражении (продажи ноотропов — 23,2 млрд рублей). По данным аналитических агентств, в прошлом году рост рынка ноотропов в денежном выражении составил 11%, в то время как в натуральном выражении он снизился на 5%. Тем не менее врачи наблюдают ситуативный рост спроса на препараты НЛП. Согласно исследованиям компании Ipsos, в апреле 58% терапевтов, неврологов и психиатров в крупных городах России отметили увеличение обращений совершеннолетних пациентов с жалобами хотя бы на один из симптомов, связанных с тревожностью: ухудшение памяти, внимания, потеря концентрации, снижение работоспособности. При этом почти две трети специалистов отмечают, что в большей степени эти симптомы проявились впервые или обострились за последний месяц.

В настоящее время в России зарегистрировано свыше 120 торговых марок ноотропных препаратов, которые выпускает около 80 производителей. При этом отечественные производители доминируют по количеству проданных упаковок, уступая иностранным игрокам в стоимости препаратов на полке.

На данном этапе мощности «Валента Фарм» загружены на 40%

Любимые бренды НЛП у россиян в высоком ценовом сегменте — «Цераксон», «Кортексин» и «Церебролизин». Из более дешевых препаратов чаще выбирают «Глицин» и «Кавинтон» (к слову, еще пять лет назад в топ-5 продуктов среди твердых лекарственных форм на рынке ноотропов входил и «Фенотропил»). Сегодняшний абсолютный лидер рынка — японская компания Takeda Pharmaceutical со своим препаратом «Цераксон» занимает долю почти 15% в денежном выражении и 3,5% в упаковках. В целом первые три компании в списке производителей ноотропов (в число которых стремится попасть и «Валента Фарм») — Takeda, «Герофарм» и Ever Pharm — охватывают около 40% рынка ноотропов в денежном выражении и всего 10% в упаковках. Импортозамещение в этом сегменте лекарств достаточно высокое: доля отечественных производителей ноотропов — свыше 65% в деньгах, 75% в упаковках. Причем в физическом выражении из оставшейся четверти большая часть препаратов уже локализована иностранными производителями на российском рынке. И лишь около 5% лекарственных препаратов находятся под патентной защитой, их не имеют права производить в нашей стране.

Тревожность россиян растет

Источник: Ipsos

Судя по тому, что доля лидеров не превышает 10% продаж (в упаковках), конкуренция в этом сегменте лекарств очень высока и продажи того или иного продукта зависят от предпочтений врачей, назначающих те или иные препараты, возможностей реализации лекарств в госсекторе. В случае с «Фенотропилом» преимущество «Валента Фарм» на рынке могут обеспечить несколько факторов: то, что действующее вещество было разработано уже давно (нет затрат на создание молекулы), у препарата есть история присутствия на фармацевтическом рынке (меньше затрат на маркетинг и продвижение), увеличенные производственные мощности позволят обеспечить большой объем выпуска (повышается возможность работы в госсекторе) и, наконец, ценовая политика.

Топ-5 ноотропных препаратов в стоимостном выражении в 2021 г.

Источник: DSM Group

В настоящее время средневзвешенная стоимость одной упаковки ноотропов, по данным DSM Group, составляет 530 рублей, что примерно в полтора-два раза выше средней стоимости лекарственных средств в других нозологиях. По мнению директора бизнес-подразделения «Болезни нервной системы и опорно-двигательного аппарата» компании «Валента Фарм» Алексея Рогова, на рынке лекарств целесообразно сравнивать не стоимость упаковок, а сколько их потребуется приобрести пациенту для прохождения полного курса лечения. По текущим ценам на курс нужно от 500 до 5000 рублей. Например, курс лечения «Фенотропилом» в большинстве случаев составляет 30 дней, поэтому потребителям достаточно одной упаковки: прогнозная цена препарата на аптечных полках — до 1000 рублей за упаковку, то есть за курс лечения. В компании «Валента Фарм» также отмечают, что «Фенотропил» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, поэтому его цена регулируется государством.

То, что компания пошла по пути возрождения старого препарата, а не разработки новой молекулы, объясняется невысокой эффективностью вложений в подобного рода разработки (напомним, что стоимость разработки оригинальной молекулы для создания новых препаратов составляет три миллиарда долларов и выше). «Большого интереса у фармкомпаний к созданию новых ноотропов нет, так как затраты на разработку будут превышать потенциальную прибыль от продаж нового препарата, который будет лишь на 5–15 процентов эффективнее предыдущего. Никому в голову не приходит изобретать новые антипиретики (жаропонижающие), когда можно воспользоваться существующими — аспирином, который был синтезирован в начале прошлого века, парацетамолом или нурофеном», — комментирует генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк.

По мнению г-на Шуляка, сегодня отечественные фармкомпании в основном работают над созданием оригинальных препаратов в нише высокозатратных нозологий, например онкологических, аутоиммунных. Там, где инвестиции достаточно легко отбиваются и можно получить значительную прибыль.

Фото: Предоставлено «Валента фарм»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приоритет — у русской моды Приоритет — у русской моды

Сегодня сложился уникальный момент для подъема отечественного легпрома

Эксперт
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Идеальный бюджетный шторм Идеальный бюджетный шторм

Паника из-за январского дефицита бюджета неуместна

Эксперт
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Огуречное лето Огуречное лето

Что нужно учесть, чтобы собирать огурцы всё лето, а не два месяца?

Наука и жизнь
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Новый Lexus LX. Спокойный среди бурь Новый Lexus LX. Спокойный среди бурь

Новый Lexus LX вам наверняка понравится

4x4 Club
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Эксперимент с медданными Эксперимент с медданными

Минздрав, Минцифры и Минэк смогли договориться об эксперименте с медданными

Ведомости
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

Ведомости
«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки» «Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

Монокль
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Рейс на русский Куршевель Рейс на русский Куршевель

Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

Монокль
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

Гендиректор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин — о будущем компании и её развитии

Ведомости
Психологический портрет: что такое сейфтизм Психологический портрет: что такое сейфтизм

Сейфтизм: что это такое и чего в нем больше — пользы или вреда?

Forbes
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто

На что стоит обращать внимание неопытным водителям при покупке авто?

Maxim
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Кладовая солнца Кладовая солнца

7 способов сделать темную квартиру светлее

Лиза
Долевой жизни дали старт Долевой жизни дали старт

Страховщики начинают продажи долевого страхования жизни

Ведомости
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Открыть в приложении