Компания «Валента Фарм» возрождает выпуск ноотропного препарата «Фенотропил»

ЭкспертБизнес

Тревожность под контролем

Компания «Валента Фарм» возрождает выпуск ноотропного препарата «Фенотропил» на фоне возросшего спроса со стороны населения на психоневрологические препараты

Софья Инкижинова

«Валента Фарм» ежегодно выпускает 2 млрд таблеток и капсул и 30 млн ампул

Российская фармкомпания «Валента Фарм» возрождает производство препарата «Фенотропил» — оригинального ноотропа, созданного советскими учеными. С конца мая компания запустила его в производство на базе собственного научно-производственного центра в подмосковном Щелкове. В компании отмечают, что для выпуска «Фенотропила» используют только отечественные субстанции, так что санкции и проблемы с доставкой сырья ему не грозят. Сейчас дистрибьюторам отгружено более 100 тыс. упаковок, которые появятся на аптечных полках в июне. По итогам года плановый выпуск «Фенотропила» составит около полумиллиона упаковок.

Это уже вторая попытка компании «Валента Фарм» вывести препарат на рынок: ранее компания выпускала его до 2017 года. В основе препарата — молекула фонтурацетама, разработанная в 1983 году в Институте медико-биологических проблем РАН специально для космонавтов. После успешных испытаний в условиях полетов при экстремальных нагрузках препарат был рекомендован для широкого круга пациентов.

По официальной версии, причина заморозки производства советского ноотропа в 2017 году — окончание срока действия лицензионного договора на патент и товарный знак «Фенотропил». По неофициальной, ранее активно муссировавшейся в СМИ, выпуск препарата был аннулирован из-за требований одной из его создательниц Валентины Ахапкиной. Она была недовольна менеджментом компании, занимавшимся только эксплуатацией продукта, но не способствовавшим его развитию. В частности, препарат не был внедрен в детскую практику, не были разработаны и внедрены новые лекарственные формы. В компании «Валента Фарм» не комментируют эту ситуацию, но сообщают, что теперь у них нет споров с правообладателем. Амбиции «Валента Фарм» в отношении «Фенотропила» высоки: в 2023 году выйти на объемы производства в 1,5 млн упаковок, завоевать рыночную долю в ноотропных препаратах в 2% в натуральном выражении и 9–10% в деньгах и войти в тройку лидеров.

После пандемии продажи ноотропных препаратов снова пошли в рост

Источник: DSM Group

Лекарство или БАД?

«Валента Фарм» — крупнейшая фармацевтическая компания полного цикла среди отечественных компаний (входит в тройку лидеров после «Р-Фарм» и «Биокада»). По данным «СПАРК-Интерфакс», общая выручка компании «Валента Фарм» в 2021 году составила 16,5 млрд рублей, чистая прибыль — 4,5 млрд. Компания выпускает более 70 товаров по нескольким направлениям: противопростудные, антибактериальные, гастроэнтерологические, психоневрологические препараты, продукция категории «женское и мужское здоровье», детская косметика, изделия медицинского назначения и прочие. Наиболее известные фармацевтические бренды — «Ингавирин», «Тералиджен», «Феназепам», «Грамидин» и другие. Ожидается, что доля «Фенотропила» в психоневрологическом сегменте портфеля займет 20–30%.

По оценкам экспертов, стоимость вывода препарата на российский фармрынок, даже когда компания имеет прототип молекулы, может составлять от 300 млн до 1 млрд рублей. В «Валенте Фарм» не называют сумму вложений в запуск проекта, но акцентируют внимание на том, что компания инвестирует большие средства в клинические испытания. Например, эффективность и безопасность «Фенотропила» теперь изучены более чем в 50 исследованиях (в том числе высокого уровня доказательности — двойных слепых рандомизированных плацебоконтролируемых) с более чем 5000 участников. Что может быть весьма нелишним, так как до настоящего времени ноотропы не являются стандартом доказательной медицины — споры об их эффективности не утихают внутри врачебного сообщества, а ориентированные на западные медицинские стандарты врачи зачастую и вовсе приравнивают их к БАДам. «Под моим руководством проходило первое исследование “Фенотропила”, доказавшее его эффективность. Не так много отечественных препаратов с оригинальным составом, и “Фенотропил” один из них. Он обладает адаптогенным действием и в случае нештатной ситуации помогает пресечь тревогу и приступить к решению собранным и сконцентрированным. Его преимущество в выраженных когнитивных и противоастенических действиях», — говорит Анатолий Федин, заслуженный врач РФ, почетный профессор РМИНУ им. Н. И. Пирогова, руководитель университетской клиники неврологии.

Помимо клинических исследований за минувшие пять лет «Валента Фарм», ведущая историю с 1997 года (с момента приобретения Щелковского витаминного завода), инвестировала в новые производственные и складские мощности: с 2017 года в ее структуру входит собственный научно-производственный комплекс. Площадь всего предприятия на сегодняшний день составляет свыше 19 тыс. квадратных метров. Ежегодно здесь выпускают 2 млрд таблеток и капсул, 30 млн ампул. На данном этапе мощности предприятия загружены лишь на 40%.

С началом пандемии выручка компании «Валента Фарм» увеличилась

Источник: «СПАРК-Интерфакс»

Все болезни от нервов

Стратегический интерес компании «Валента Фарм» к производству ноотропных лекарственных препаратов (НЛП) обусловлен их популярностью среди потребителей. Эти препараты, по определению ВОЗ, способны оказывать прямое активирующее влияние на мозг и опосредованно улучшать процессы обучения, память, умственную деятельность, а также повышать устойчивость мозга к воздействию повреждающих факторов (гипоксия, стресс, интоксикация, последствия травмы и т. д.). Большинство ноотропов — это препараты животного происхождения, содержащие низкомолекулярные белки; их добывают из мозга крупного рогатого скота и свиней. Как правило, препараты недорого стоят и не вызывают побочных эффектов, поэтому врачи во многих странах любят их назначать. К примеру, в Европе и Японии ноотропы и психостимуляторы принимает треть взрослого населения.

Заболевания нервной системы — частый недуг россиян

Источник: DSM Group

Пока российский рынок НЛП нельзя назвать крупным — доля ноотропов составляет всего 2% в общем объеме аптечных продаж в стоимостном выражении (продажи ноотропов — 23,2 млрд рублей). По данным аналитических агентств, в прошлом году рост рынка ноотропов в денежном выражении составил 11%, в то время как в натуральном выражении он снизился на 5%. Тем не менее врачи наблюдают ситуативный рост спроса на препараты НЛП. Согласно исследованиям компании Ipsos, в апреле 58% терапевтов, неврологов и психиатров в крупных городах России отметили увеличение обращений совершеннолетних пациентов с жалобами хотя бы на один из симптомов, связанных с тревожностью: ухудшение памяти, внимания, потеря концентрации, снижение работоспособности. При этом почти две трети специалистов отмечают, что в большей степени эти симптомы проявились впервые или обострились за последний месяц.

В настоящее время в России зарегистрировано свыше 120 торговых марок ноотропных препаратов, которые выпускает около 80 производителей. При этом отечественные производители доминируют по количеству проданных упаковок, уступая иностранным игрокам в стоимости препаратов на полке.

На данном этапе мощности «Валента Фарм» загружены на 40%

Любимые бренды НЛП у россиян в высоком ценовом сегменте — «Цераксон», «Кортексин» и «Церебролизин». Из более дешевых препаратов чаще выбирают «Глицин» и «Кавинтон» (к слову, еще пять лет назад в топ-5 продуктов среди твердых лекарственных форм на рынке ноотропов входил и «Фенотропил»). Сегодняшний абсолютный лидер рынка — японская компания Takeda Pharmaceutical со своим препаратом «Цераксон» занимает долю почти 15% в денежном выражении и 3,5% в упаковках. В целом первые три компании в списке производителей ноотропов (в число которых стремится попасть и «Валента Фарм») — Takeda, «Герофарм» и Ever Pharm — охватывают около 40% рынка ноотропов в денежном выражении и всего 10% в упаковках. Импортозамещение в этом сегменте лекарств достаточно высокое: доля отечественных производителей ноотропов — свыше 65% в деньгах, 75% в упаковках. Причем в физическом выражении из оставшейся четверти большая часть препаратов уже локализована иностранными производителями на российском рынке. И лишь около 5% лекарственных препаратов находятся под патентной защитой, их не имеют права производить в нашей стране.

Тревожность россиян растет

Источник: Ipsos

Судя по тому, что доля лидеров не превышает 10% продаж (в упаковках), конкуренция в этом сегменте лекарств очень высока и продажи того или иного продукта зависят от предпочтений врачей, назначающих те или иные препараты, возможностей реализации лекарств в госсекторе. В случае с «Фенотропилом» преимущество «Валента Фарм» на рынке могут обеспечить несколько факторов: то, что действующее вещество было разработано уже давно (нет затрат на создание молекулы), у препарата есть история присутствия на фармацевтическом рынке (меньше затрат на маркетинг и продвижение), увеличенные производственные мощности позволят обеспечить большой объем выпуска (повышается возможность работы в госсекторе) и, наконец, ценовая политика.

Топ-5 ноотропных препаратов в стоимостном выражении в 2021 г.

Источник: DSM Group

В настоящее время средневзвешенная стоимость одной упаковки ноотропов, по данным DSM Group, составляет 530 рублей, что примерно в полтора-два раза выше средней стоимости лекарственных средств в других нозологиях. По мнению директора бизнес-подразделения «Болезни нервной системы и опорно-двигательного аппарата» компании «Валента Фарм» Алексея Рогова, на рынке лекарств целесообразно сравнивать не стоимость упаковок, а сколько их потребуется приобрести пациенту для прохождения полного курса лечения. По текущим ценам на курс нужно от 500 до 5000 рублей. Например, курс лечения «Фенотропилом» в большинстве случаев составляет 30 дней, поэтому потребителям достаточно одной упаковки: прогнозная цена препарата на аптечных полках — до 1000 рублей за упаковку, то есть за курс лечения. В компании «Валента Фарм» также отмечают, что «Фенотропил» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, поэтому его цена регулируется государством.

То, что компания пошла по пути возрождения старого препарата, а не разработки новой молекулы, объясняется невысокой эффективностью вложений в подобного рода разработки (напомним, что стоимость разработки оригинальной молекулы для создания новых препаратов составляет три миллиарда долларов и выше). «Большого интереса у фармкомпаний к созданию новых ноотропов нет, так как затраты на разработку будут превышать потенциальную прибыль от продаж нового препарата, который будет лишь на 5–15 процентов эффективнее предыдущего. Никому в голову не приходит изобретать новые антипиретики (жаропонижающие), когда можно воспользоваться существующими — аспирином, который был синтезирован в начале прошлого века, парацетамолом или нурофеном», — комментирует генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк.

По мнению г-на Шуляка, сегодня отечественные фармкомпании в основном работают над созданием оригинальных препаратов в нише высокозатратных нозологий, например онкологических, аутоиммунных. Там, где инвестиции достаточно легко отбиваются и можно получить значительную прибыль.

Фото: Предоставлено «Валента фарм»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рецессия в подарок Рецессия в подарок

Попытка сдержать инфляцию в ЕС и Японии может привести к рецессии

Эксперт
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Меморандум суверенного роста Меморандум суверенного роста

Цели и задачи экономической политики в новых условиях

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Лимонов и женщины Лимонов и женщины

Любовные успехи Лимонова легендарны. В любви он преуспел

Esquire
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Новый Lexus LX. Спокойный среди бурь Новый Lexus LX. Спокойный среди бурь

Новый Lexus LX вам наверняка понравится

4x4 Club
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Бедный Рюрик… Бедный Рюрик…

Кто такой Рюрик?

Дилетант
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
Два Гуся, две светлые постройки Два Гуся, две светлые постройки

Маршрут путешествия на два дня в Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный

Weekend
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Удачно совпали Удачно совпали

Как в начале отношений определить, подходите ли вы друг другу

VOICE
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Вернись с ответом Вернись с ответом

Каким должно быть сопроводительное письмо, чтобы взяли на работу мечты

VOICE
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
Я и великие Я и великие

В гостях у великих мира сего

Men Today
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Взболтать, но не смешивать Взболтать, но не смешивать

К чему ведет легализация криптовалют

Деньги
Открыть в приложении