Тревожность под контролем
Компания «Валента Фарм» возрождает выпуск ноотропного препарата «Фенотропил» на фоне возросшего спроса со стороны населения на психоневрологические препараты
Российская фармкомпания «Валента Фарм» возрождает производство препарата «Фенотропил» — оригинального ноотропа, созданного советскими учеными. С конца мая компания запустила его в производство на базе собственного научно-производственного центра в подмосковном Щелкове. В компании отмечают, что для выпуска «Фенотропила» используют только отечественные субстанции, так что санкции и проблемы с доставкой сырья ему не грозят. Сейчас дистрибьюторам отгружено более 100 тыс. упаковок, которые появятся на аптечных полках в июне. По итогам года плановый выпуск «Фенотропила» составит около полумиллиона упаковок.
Это уже вторая попытка компании «Валента Фарм» вывести препарат на рынок: ранее компания выпускала его до 2017 года. В основе препарата — молекула фонтурацетама, разработанная в 1983 году в Институте медико-биологических проблем РАН специально для космонавтов. После успешных испытаний в условиях полетов при экстремальных нагрузках препарат был рекомендован для широкого круга пациентов.
По официальной версии, причина заморозки производства советского ноотропа в 2017 году — окончание срока действия лицензионного договора на патент и товарный знак «Фенотропил». По неофициальной, ранее активно муссировавшейся в СМИ, выпуск препарата был аннулирован из-за требований одной из его создательниц Валентины Ахапкиной. Она была недовольна менеджментом компании, занимавшимся только эксплуатацией продукта, но не способствовавшим его развитию. В частности, препарат не был внедрен в детскую практику, не были разработаны и внедрены новые лекарственные формы. В компании «Валента Фарм» не комментируют эту ситуацию, но сообщают, что теперь у них нет споров с правообладателем. Амбиции «Валента Фарм» в отношении «Фенотропила» высоки: в 2023 году выйти на объемы производства в 1,5 млн упаковок, завоевать рыночную долю в ноотропных препаратах в 2% в натуральном выражении и 9–10% в деньгах и войти в тройку лидеров.
После пандемии продажи ноотропных препаратов снова пошли в рост
Лекарство или БАД?
«Валента Фарм» — крупнейшая фармацевтическая компания полного цикла среди отечественных компаний (входит в тройку лидеров после «Р-Фарм» и «Биокада»). По данным «СПАРК-Интерфакс», общая выручка компании «Валента Фарм» в 2021 году составила 16,5 млрд рублей, чистая прибыль — 4,5 млрд. Компания выпускает более 70 товаров по нескольким направлениям: противопростудные, антибактериальные, гастроэнтерологические, психоневрологические препараты, продукция категории «женское и мужское здоровье», детская косметика, изделия медицинского назначения и прочие. Наиболее известные фармацевтические бренды — «Ингавирин», «Тералиджен», «Феназепам», «Грамидин» и другие. Ожидается, что доля «Фенотропила» в психоневрологическом сегменте портфеля займет 20–30%.
По оценкам экспертов, стоимость вывода препарата на российский фармрынок, даже когда компания имеет прототип молекулы, может составлять от 300 млн до 1 млрд рублей. В «Валенте Фарм» не называют сумму вложений в запуск проекта, но акцентируют внимание на том, что компания инвестирует большие средства в клинические испытания. Например, эффективность и безопасность «Фенотропила» теперь изучены более чем в 50 исследованиях (в том числе высокого уровня доказательности — двойных слепых рандомизированных плацебоконтролируемых) с более чем 5000 участников. Что может быть весьма нелишним, так как до настоящего времени ноотропы не являются стандартом доказательной медицины — споры об их эффективности не утихают внутри врачебного сообщества, а ориентированные на западные медицинские стандарты врачи зачастую и вовсе приравнивают их к БАДам. «Под моим руководством проходило первое исследование “Фенотропила”, доказавшее его эффективность. Не так много отечественных препаратов с оригинальным составом, и “Фенотропил” один из них. Он обладает адаптогенным действием и в случае нештатной ситуации помогает пресечь тревогу и приступить к решению собранным и сконцентрированным. Его преимущество в выраженных когнитивных и противоастенических действиях», — говорит Анатолий Федин, заслуженный врач РФ, почетный профессор РМИНУ им. Н. И. Пирогова, руководитель университетской клиники неврологии.
Помимо клинических исследований за минувшие пять лет «Валента Фарм», ведущая историю с 1997 года (с момента приобретения Щелковского витаминного завода), инвестировала в новые производственные и складские мощности: с 2017 года в ее структуру входит собственный научно-производственный комплекс. Площадь всего предприятия на сегодняшний день составляет свыше 19 тыс. квадратных метров. Ежегодно здесь выпускают 2 млрд таблеток и капсул, 30 млн ампул. На данном этапе мощности предприятия загружены лишь на 40%.
С началом пандемии выручка компании «Валента Фарм» увеличилась
Все болезни от нервов
Стратегический интерес компании «Валента Фарм» к производству ноотропных лекарственных препаратов (НЛП) обусловлен их популярностью среди потребителей. Эти препараты, по определению ВОЗ, способны оказывать прямое активирующее влияние на мозг и опосредованно улучшать процессы обучения, память, умственную деятельность, а также повышать устойчивость мозга к воздействию повреждающих факторов (гипоксия, стресс, интоксикация, последствия травмы и т. д.). Большинство ноотропов — это препараты животного происхождения, содержащие низкомолекулярные белки; их добывают из мозга крупного рогатого скота и свиней. Как правило, препараты недорого стоят и не вызывают побочных эффектов, поэтому врачи во многих странах любят их назначать. К примеру, в Европе и Японии ноотропы и психостимуляторы принимает треть взрослого населения.
Заболевания нервной системы — частый недуг россиян
Пока российский рынок НЛП нельзя назвать крупным — доля ноотропов составляет всего 2% в общем объеме аптечных продаж в стоимостном выражении (продажи ноотропов — 23,2 млрд рублей). По данным аналитических агентств, в прошлом году рост рынка ноотропов в денежном выражении составил 11%, в то время как в натуральном выражении он снизился на 5%. Тем не менее врачи наблюдают ситуативный рост спроса на препараты НЛП. Согласно исследованиям компании Ipsos, в апреле 58% терапевтов, неврологов и психиатров в крупных городах России отметили увеличение обращений совершеннолетних пациентов с жалобами хотя бы на один из симптомов, связанных с тревожностью: ухудшение памяти, внимания, потеря концентрации, снижение работоспособности. При этом почти две трети специалистов отмечают, что в большей степени эти симптомы проявились впервые или обострились за последний месяц.
В настоящее время в России зарегистрировано свыше 120 торговых марок ноотропных препаратов, которые выпускает около 80 производителей. При этом отечественные производители доминируют по количеству проданных упаковок, уступая иностранным игрокам в стоимости препаратов на полке.
Любимые бренды НЛП у россиян в высоком ценовом сегменте — «Цераксон», «Кортексин» и «Церебролизин». Из более дешевых препаратов чаще выбирают «Глицин» и «Кавинтон» (к слову, еще пять лет назад в топ-5 продуктов среди твердых лекарственных форм на рынке ноотропов входил и «Фенотропил»). Сегодняшний абсолютный лидер рынка — японская компания Takeda Pharmaceutical со своим препаратом «Цераксон» занимает долю почти 15% в денежном выражении и 3,5% в упаковках. В целом первые три компании в списке производителей ноотропов (в число которых стремится попасть и «Валента Фарм») — Takeda, «Герофарм» и Ever Pharm — охватывают около 40% рынка ноотропов в денежном выражении и всего 10% в упаковках. Импортозамещение в этом сегменте лекарств достаточно высокое: доля отечественных производителей ноотропов — свыше 65% в деньгах, 75% в упаковках. Причем в физическом выражении из оставшейся четверти большая часть препаратов уже локализована иностранными производителями на российском рынке. И лишь около 5% лекарственных препаратов находятся под патентной защитой, их не имеют права производить в нашей стране.
Тревожность россиян растет
Судя по тому, что доля лидеров не превышает 10% продаж (в упаковках), конкуренция в этом сегменте лекарств очень высока и продажи того или иного продукта зависят от предпочтений врачей, назначающих те или иные препараты, возможностей реализации лекарств в госсекторе. В случае с «Фенотропилом» преимущество «Валента Фарм» на рынке могут обеспечить несколько факторов: то, что действующее вещество было разработано уже давно (нет затрат на создание молекулы), у препарата есть история присутствия на фармацевтическом рынке (меньше затрат на маркетинг и продвижение), увеличенные производственные мощности позволят обеспечить большой объем выпуска (повышается возможность работы в госсекторе) и, наконец, ценовая политика.
Топ-5 ноотропных препаратов в стоимостном выражении в 2021 г.
В настоящее время средневзвешенная стоимость одной упаковки ноотропов, по данным DSM Group, составляет 530 рублей, что примерно в полтора-два раза выше средней стоимости лекарственных средств в других нозологиях. По мнению директора бизнес-подразделения «Болезни нервной системы и опорно-двигательного аппарата» компании «Валента Фарм» Алексея Рогова, на рынке лекарств целесообразно сравнивать не стоимость упаковок, а сколько их потребуется приобрести пациенту для прохождения полного курса лечения. По текущим ценам на курс нужно от 500 до 5000 рублей. Например, курс лечения «Фенотропилом» в большинстве случаев составляет 30 дней, поэтому потребителям достаточно одной упаковки: прогнозная цена препарата на аптечных полках — до 1000 рублей за упаковку, то есть за курс лечения. В компании «Валента Фарм» также отмечают, что «Фенотропил» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, поэтому его цена регулируется государством.
То, что компания пошла по пути возрождения старого препарата, а не разработки новой молекулы, объясняется невысокой эффективностью вложений в подобного рода разработки (напомним, что стоимость разработки оригинальной молекулы для создания новых препаратов составляет три миллиарда долларов и выше). «Большого интереса у фармкомпаний к созданию новых ноотропов нет, так как затраты на разработку будут превышать потенциальную прибыль от продаж нового препарата, который будет лишь на 5–15 процентов эффективнее предыдущего. Никому в голову не приходит изобретать новые антипиретики (жаропонижающие), когда можно воспользоваться существующими — аспирином, который был синтезирован в начале прошлого века, парацетамолом или нурофеном», — комментирует генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк.
По мнению г-на Шуляка, сегодня отечественные фармкомпании в основном работают над созданием оригинальных препаратов в нише высокозатратных нозологий, например онкологических, аутоиммунных. Там, где инвестиции достаточно легко отбиваются и можно получить значительную прибыль.
Фото: Предоставлено «Валента фарм»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl