Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

МонокльБизнес

Рейс на русский Куршевель

Александр Неретин*, Петр Лавриненко**

В рамках нацпроекта КПМИ впервые в постсоветский период в России было построено два новых крупных аэропорта — Платов в Ростове-на-Дону (открылся в 2017 году) и Гагарин в Саратове (в 2019 году). Старые воздушные гавани в этих городах были расположены в городской черте, и возможности их реконструкции и расширения были ограничены. До 2030 года планируется тиражировать этот опыт, реализовав два крупных гринфилд-проекта по строительству новых аэропортов за пределами Омска и Иркутска. Егор Алеев/ТАСС

Повышение доступности новых туристических кластеров — важный драйвер развития аэропортовой сети. Кроме того, будет тиражироваться удачный опыт Ростова-на-Дону и Саратова по строительству новых аэропортов вне пределов крупных городов. Третий приоритет — сохранение доступности удаленных малых населенных пунктов воздушным транспортом.

«Мы много инвестируем в наш всесезонный курорт “Манжерок”, чтобы вместе с правительством Республики Алтай сделать его лучшим курортом в мире для летнего и зимнего отдыха. Для этого нужна инфраструктура», — заявил президент Сбера Герман Греф 6 марта на церемонии подписания концессионного соглашения по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска. Работы включают в себя удлинение взлетно-посадочной полосы, будет построена новая и реконструированы действующие рулежные дорожки, увеличено количество мест стоянок для самолетов. Планируется также построить современный аэровокзал. После модернизации аэропорт получит международный статус. Предполагается, что обновленный аэропортовый комплекс Горно-Алтайска к 2030 году сможет принимать более 1,3 млн пассажиров в год. Действующий аэропорт не справляется с растущим потоком туристов: в прошлом году воздушным транспортом в столицу Алтая было перевезено 475 тыс. человек, этот показатель за последние пять лет увеличился в 4,7 раза и более чем вдвое превышает население всей республики.

Общая стоимость реализации проекта составляет более 10 млрд рублей, из них 2,2 млрд — взнос концессионера, АО «Аэропорт Горно-Алтайска», единоличным собственником которого является Сбер. Остальное — средства федерального бюджета. Завершить все работы планируется до конца 2027 года — одновременно с окончанием работ по обустройству курорта, расположенного в 40 километрах от столицы региона.

Всего по концессионной схеме в стране планируется обновить 28 аэропортов в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система». Как изменится сеть аэропортов России в ближайшем будущем?

Футбол и нацпроекты

За последние десять лет развитие аэропортовой инфраструктуры страны получило два мощных импульса. Первым стало проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, в ходе подготовки к которому были кардинально реконструированы сразу несколько аэропортов в европейской части страны — в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Саранске и других городах, которые принимали матчи и десятки тысяч болельщиков.

Одним из самых ярких событий во время подготовки транспортной инфраструктуры к проведению масштабного спортивного мероприятия было строительство нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону, который стал первым крупным региональным аэропортом в современной России, построенным с нуля по модели ГЧП: 19 млрд рублей вложил холдинг «Аэропорты регионов», 18 млрд рублей выделено из федерального бюджета и 10 млрд рублей — из бюджета Ростовской области. К 2021 году он сохранил статус одного из крупнейших хабов Юга России, но, несмотря на наличие современной инфраструктуры и значительной пропускной способности (более 1500 человек в час), испытал сокращение пассажиропотока по сравнению с рекордными для него 2018 и 2019 годами, оставаясь «в тени» аэропорта Краснодар.

Другим аэропортом, значительно модернизированным к проведению ЧМ2018, стал Саранск. Не только объекты аэродрома (ВПП, перроны, места стоянки и др.), но и пассажирский терминал аэропорта Саранска сооружены за счет федерального и регионального бюджетов без привлечения частного финансирования. До 2016 года это был маленький и устаревший аэропорт, который мог принимать только небольшие самолеты (до 100 кресел), но в 2018-м он получил терминал пропускной способностью 300 человек в час и усиленную асфальтобетонную ВПП. В 2014–2016 годах пассажиропоток аэропорта составлял около 30 тыс. человек в год, но благодаря модернизации к 2019 году он вырос втрое, до 90 тыс. человек.

Вторым, еще более мощным и системным толчком к развитию аэропортовой сети стал Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), один из 13 национальных проектов «первой волны», утвержденных в 2018 году и действовавших с 2019-го по 2024-й. В составе КПМИ важное значение имел федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Его гранд-задачей было нарастить пассажиропоток в обход Москвы, поэтому развитию региональных аэропортов придавалось первостепенное значение. Федеральные средства приоритетно выделялись на реконструкцию взлетно-посадочных полос и аэродромной инфраструктуры, которые находятся в федеральной собственности, а частные средства, в первую очередь средства аэропортовых холдингов, привлекались для расширения существующих пассажирских терминалов и строительства новых.

Четыре буквы: итоги

С 2019 по 2025 год (несмотря на прекращение действия нацпроекта КПМИ в 2024 году, часть профинансированных в его рамках работ будет завершена в 2025-м) проведена реконструкция более чем 30 региональных и 22 малых аэропортов. В 2019 году на новом месте был построен аэропорт Гагарин (Саратов) с использованием схемы ГЧП: за счет федерального бюджета построен аэродром с ВПП и сопутствующей инфраструктурой, из регионального бюджета профинансированы подъездные пути и внешние коммуникации, а ВЭБ.РФ вложил средства в строительство пассажирского терминала. На примере этого проекта очень ярко проявилась необходимость выноса аэропорта из центра города: в 2014–2019 годах он обслуживал около 450 тыс. человек в год, рост прекратился из-за отсутствия возможности пропускать большее число рейсов. А в прошлом году пассажиропоток аэропорта составил уже 1,15 млн человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении