Сегодня сложился уникальный момент для подъема отечественного легпрома

ЭкспертБизнес

Приоритет — у русской моды

Лина Калянина

Основная проблема российских одежных компаний — высокая себестоимость производства, поэтому в России сложно создавать одежду для массмаркета. 

Президент Magic Group, эксперт Российского совета торговых центров Александр Перемятов считает, что сегодня сложился уникальный момент для подъема отечественного легпрома. Но реализовать его можно, только опираясь на достижения национальной культуры и дизайна, тотальную поддержку российского производителя и популяризацию бренда «Сделано в России».

Пауза, на которую поставили свою работу в российских торговых центрах международные фешенритейлеры, затягивается. Их магазины закрыты, но площади не освобождены, при этом арендную плату и операционные расходы большинство компаний не платят или платят в ограниченном размере; доходы и посещаемость торговых центров резко упали. Владельцы торговых центров отчасти надеются на возвращение популярных брендов, многие из которых и сами не прочь продолжить свою деятельность на российском рынке, однако с каждым днем эти надежды тают.

Торговые центры уже бросились искать новых арендаторов — импортеров фешен-товаров и российских производителей. Приглашение арендовать площади, причем в топовых торговых центрах, сегодня получают даже самые небольшие российские компании. Никогда раньше у отечественного производителя не было такого шанса.

Однако ни новые иностранные бренды, ни существующие российские одежные компании сегодня не в состоянии заменить закрывшиеся Zara и H&M, как в плане занимаемых площадей, так и в плане генерации покупательского трафика. Оказалось, что вообще не так много российских компаний сегодня могут позволить себе открыть розничные магазины — это требует наличия сформированного бизнеса, лояльной аудитории и финансовой устойчивости. К тому же после пандемии торговые центры как каналы продаж стали для российских компаний не так привлекательны: продажи через интернет позволяют предлагать более широкий ассортимент, постоянно расширять аудиторию и обеспечивать близкий контакт с покупателем. А магазины в торговых центрах стали нужны как флагманские торговые точки, где можно получить впечатление от бренда, пощупать продукт, оценить качество.

Но это не значит, что у торговых центров сегодня нет будущего и работу с отечественными компаниями нужно прекращать. Наоборот, можно говорить о некоем переломном моменте, когда торговые центры могут полностью поменять свое лицо, стать витриной достижений российской модной индустрии. Как это произошло в Китае или Корее, где буквально за несколько лет международные бренды были целенаправленно вытеснены местными производителями. Правда, для этого в этих странах были вложены огромные средства и проведена гигантская работа по многим направлениям.

Активным последователем и лоббистом этой идеи выступает эксперт Российского совета торговых центров, президент Magic Group Александр Перемятов. Свое взаимодействие с торговыми центрами он начал еще в середине 2000-х, когда привез в Россию первые массажные кресла и поставил их во многих торговых центрах. За следующие десять лет он запустил еще целый ряд бизнесов, в том числе сеть универмагов российских дизайнеров. Сегодня помимо развития собственного ритейла Magic Group специализируется на консалтинговых проектах, связанных с созданием собственного ритейла для компаний, антикризисным управлением торговыми центрами, развитием фешен-производителей.

Будучи активным профессиональным путешественником и человеком с большим числом разнообразных увлечений и хобби, Александр уже много лет пытается продвинуть на российском рынке идею национальной идентичности в культуре и бизнесе, и в последние месяцы он активно включился в процесс замещения в торговых центрах иностранных арендаторов российскими брендами и компаниями. О перспективах и трудностях на этом пути Александр Перемятов рассказал журналу «Эксперт».

— Почему вы решили продвигать на розничном рынке интересы российских фешен-компаний?

— Мы работаем с российскими дизайнерами с 2015 года. Но именно за последнее время спрос на них вырос колоссально: мы получили за месяц порядка сорока предложений на аренду площадей под наши универмаги отечественных производителей, в том числе от самых крутых торговых центров, таких как «Европейский», «Атриум». В прежней жизни я и представить себе этого не мог — к ним не подступиться было. Сегодня есть понимание, что часть иностранных компаний, закрывших свои магазины по техническим причинам, все-таки уйдет. С учетом закрытий во время пандемии доля пустых площадей в торговых центрах в общей сложности будет достигать 30 процентов. И их пока нечем и некем заполнять. Понятно, что среди российских брендов нет и близко никого, кто мог бы стать заменой Zara, Uniqlo, H&M. Китайские, иранские, корейские бренды, о которых все сейчас говорят, тоже не смогут быстро занять эту нишу. У нас есть год-два до того момента, когда освободившиеся от иностранных брендов площади будут заполнены новым импортом. Нужно не допустить этого.

— А наши компании сами хотят этого? Все известные одежные компании говорят о продолжении поступательного развития, без прорывов и резкого расширения бизнеса. Может, какие-то есть новые компании?

— Да, есть бренды, которые известны, хорошо себя чувствуют, такие как 12 Storeez, Lime, бренды компании Melon Fashion Group — Befree, Zarina, Love Republic, они представлены в торговых центрах, делают качественный продукт, их основная проблема — удаленное производство, они мало отшивают в России, в основном в Китае. У этих компаний есть свой сбалансированный план развития, динамики открытий магазинов и так далее. Вряд ли от них стоит ожидать форсирования этих планов.

Есть большая группа компаний, которые в основном шьют небольшой ассортимент внутри страны, имеют свои шоурумы, интернет-магазин. Это порядка двух-трех сотен брендов, которых можно считать серьезными игроками. Например, Oztrend, Serious Girl Design, Konwa, Yanchevskaya, Ummami, Sokolova Bogorodskaya. Они уже могут вставать с самостоятельными концепциями в торговых центрах.

И абсолютное большинство производителей — это маленькие локальные креативные студии, которые создают ограниченный продукт, продают его через социальные сети — до 80 процентов продаж, небольшие интернет-магазины. По разным оценкам, таких мини-компаний в России от двух с половиной до пяти тысяч. Как правило, на данный момент они могут производить только креатив, у них есть идеи, но масштабировать свой бизнес они не в состоянии. Им нужна поддержка, чем я уже не первый год занимаюсь.

— Что именно вы делаете?

— Первый мой проект — это ярмарки в торговых центрах, мы их начали проводить с 2015 года, когда ставки аренды в торговых центрах начали снижаться. У меня было желание возродить классическую ярмарочную торговлю на время праздников. Мы формировали некое фешен-пространство, приглашали туда отечественные бренды, давали им возможность за определенную плату поставить свои вешалки, продавать свой товар. Очень быстро мы поняли, что в таком виде проект развиваться не может — это было похоже на шалман. Постепенно мы начали перестраиваться в сторону классических универмагов, когда дизайнеры дают нам свой товар на условиях комиссии, мы сажаем своих продавцов, товароведов, кассы ставим — предоставляем им полный сервис. Это позволило серьезно расширить пул дизайнеров. Сегодня у нас четыре действующие площадки, универмаги под брендами Slava и «Йармарка» в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Благовещенске. Пятая сейчас будет открываться в Питере.

— Насколько эффективной оказалась эта идея?

— Изначально этот проект я задумывал как социальный. Я вообще путешественник, объехал больше 120 стран. И мне всегда было очень обидно, почему в России люди стесняются национального костюма, стесняются слов «сделано в России». Немцы надевают свои шорты и идут в бар пить пиво. В Корее, например, есть центральный дворцовый комплекс Кёнбоккун в Сеуле, аналог нашей Красной площади. Туда вход платный, но, если ты пришел в национальном костюме, вход бесплатный. Маленькое действие властей привело к тому, что весь парк заполнен гуляющей молодежью в национальных костюмах. Их фото уходят в соцсети, тем самым развивается культура ношения и гордости за национальную продукцию. Еще, как пример, национальный костюм в Норвегии. В наше время бюнад превратился в символ страны и примерно у 70 процентов норвежек присутствует в гардеробе. Можно шотландцев вспомнить с их юбками. У нас есть сильнейшие культурные традиции, не только в плане одежды, а в плане вообще всей экосистемы: дизайн, одежда, сувенирка, игрушки, зодчество. Только художественных стилей — гжель, хохлома и прочее — у нас несколько десятков. Поэтому у меня и возникла идея поддержки российских дизайнеров, некая надежда на создание национального продукта. Но чуда не произошло. До сего момента для меня это был дотируемый проект.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дешевле не будет Дешевле не будет

Реорганизация городских транспортных систем требует значительных инвестиций

Эксперт
Наперекор науке: как воспитанные в США и Корее близняшки удивили ученых Наперекор науке: как воспитанные в США и Корее близняшки удивили ученых

Психологи исследовали новую историю воссоединения родных сестер-близняшек

Вокруг света
Цех начинается в студии Цех начинается в студии

В российских дизайн-центрах наблюдается приток заказчиков

Эксперт
Топ-10 кондиционеров для квартиры: рейтинг лучших 2022 Топ-10 кондиционеров для квартиры: рейтинг лучших 2022

Какой кондиционер лучше выбрать для квартиры?

CHIP
Железо выходит на улицы, чтобы загнать людей в «качалки» Железо выходит на улицы, чтобы загнать людей в «качалки»

Как из любимого школьного предмета сделать два производства

Эксперт
9 самых полезных продуктов для нашего тела — налегай на них этим летом! 9 самых полезных продуктов для нашего тела — налегай на них этим летом!

Какие продукты следует включить в свой рацион уже сегодня?

The Voicemag
«Если это правда, то почему мы остались живы?» «Если это правда, то почему мы остались живы?»

Семейный архив семьи Хрущёвых продолжает представлять Нина Хрущёва

Дилетант
Лучшие настолки: самые интересные настольные игры для маленькой и большой компании Лучшие настолки: самые интересные настольные игры для маленькой и большой компании

Как не утонуть среди ярких коробок и выбрать самую лучшую и увлекательную игру?

TechInsider
Миллиардеры без перспектив Миллиардеры без перспектив

Самые громкие провальные IPO последних лет: кто в них виноват

Эксперт
Не только Москва: в каком городе всего одна станция и другие факты о метро в России Не только Москва: в каком городе всего одна станция и другие факты о метро в России

Всего в городах России обслуживает пассажиров более 350 станций подземки

Вокруг света
Приключения с электроникой Приключения с электроникой

Закупаем компонентную базу за рубежом, а осуществляем сборку продуктов в России

Эксперт
Этот год в истории: что происходило в России и в мире в 1994 году? Этот год в истории: что происходило в России и в мире в 1994 году?

Что происходило в 1994 году и каким был мир за пределами студии «Час пик»?

Правила жизни
Вести с полей Вести с полей

Как менялась форма игроков в гольф на протяжении XX века

Forbes Life
Последняя минута войны Последняя минута войны

Советский генерал подписал Акт о капитуляции Германии без разрешения Сталина

Вокруг света
Что читать в выходные: 10 легких романов Что читать в выходные: 10 легких романов

Захватывающие книги о любви, путешествиях и попытках начать жизнь с нуля

СНОБ
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
«Мне мучительно стыдно, что я вернулся живым»: история солдата, для которого война растянулась на 30 лет «Мне мучительно стыдно, что я вернулся живым»: история солдата, для которого война растянулась на 30 лет

Сёити Ёкои — один из последних, кто вернулся к мирной жизни после Второй мировой

Вокруг света
Беременные и кормящие самки мышей отпугнули самцов мочой с банановым запахом Беременные и кормящие самки мышей отпугнули самцов мочой с банановым запахом

Как самки домовых мышей защищают свое потомство?

N+1
Он, она, двое детей и другие устойчивые семейные модели Он, она, двое детей и другие устойчивые семейные модели

Как развод родителей влияет на детей

СНОБ
Свои виды Свои виды

Три яхтенных маршрута, стартующие в Москве и Петербурге

Robb Report
10 красивых имен со всего света, которые приносят успех 10 красивых имен со всего света, которые приносят успех

Не самые редкие имена, о значениях которых вы, скорее всего, не подозревали

Вокруг света
Выйти из треугольника драмы: как начать конструктивный диалог в критической ситуации Выйти из треугольника драмы: как начать конструктивный диалог в критической ситуации

Как выйти из ситуации, если вы оказались в одной из ролей треугольника Карпмана

Forbes
По совету классика: почему стоит уехать на выходные в мае в Переделкино По совету классика: почему стоит уехать на выходные в мае в Переделкино

Когда в «Переделкино входит весна», пора забывать городские привычки

Вокруг света
Как наклеить защитное стекло на смартфон с первого раза: 6 простых шагов Как наклеить защитное стекло на смартфон с первого раза: 6 простых шагов

Лучше заранее позаботиться о защите своего гаджета и наклеить стекло. Но как?

TechInsider
Царица дома: 5 фактов о традиционной русской печи Царица дома: 5 фактов о традиционной русской печи

Русская печь всегда была настоящим национальным символом

Вокруг света
Страна ноотропов: почему в России любят «таблетки для ума» и насколько они эффективны? Страна ноотропов: почему в России любят «таблетки для ума» и насколько они эффективны?

Что такое ноотропы и действительно ли они улучшают работу мозга?

Psychologies
История стандарта 90-60-90: почему те, кто его придумал, не любили женщин История стандарта 90-60-90: почему те, кто его придумал, не любили женщин

Почему 90-60-90 считается «золотым» стандартом женской красоты

The Voicemag
Цветок дьявола: как живет король богомолов Цветок дьявола: как живет король богомолов

Удивительное насекомое, которое притворяется растением, чтобы поймать добычу

Вокруг света
Как сон, стресс и счастье меняются после 35 лет Как сон, стресс и счастье меняются после 35 лет

Что такое «средний возраст», когда он приходит и как меняет жизнь

Maxim
7 книг, вдохновляющих на путешествия и познание мира 7 книг, вдохновляющих на путешествия и познание мира

Восполняем тоску по путешествиям с помощью книг

Правила жизни
Открыть в приложении